Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
3:9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
3:10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Евангелие от Луки
9:57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
9:58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
9:59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
9:60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
9:61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
9:62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Когда читаешь древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку – то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.
О следовании за Христом
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Лк. 9: 57-62
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о лицах, которые имели намерение примкнуть к общине учеников Иисуса, но мы не знаем, осуществилось ли оно. В каждом из трех описанных случаев какое-то обстоятельство или внутреннее качестве мешало этим людям стать последователями Иисуса.
Одному из желающих идти за Ним Иисус отвечает: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Из такого ответа отдельные толкователи делают вывод о внутренней неготовности этого человека последовать за Иисусом.
«Господь, — говорит святитель Афанасий Великий, — видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, — постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет. Господь как бы так говорит: никто, упокоеваясь в бессловесном, не может последовать Слову; друг бессловесных не в состоянии приять Слова; кто мечтает о бессловесных, тот не способен приобрести понятия о Слове. Действительно же, в самой дерзости книжника можно видеть признак его опрометчивости и невежества. Ибо если бы познал он силу Слова, то вовсе не составил бы себе ложного понятия о духовном Слове. И, будучи человеком, не осмелился бы сравнивать себя с непостижимою силою Спасителя, говоря: “я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел”».
В двух других описанных случаях последовать за Иисусом мешают родственные связи. В одном случае речь идет об уже умершем отце, которого нужно похоронить, а в другом случае о домашних, с которыми человек хочет проститься. Ни то, ни другое обстоятельство не признается Иисусом как достаточное, чтобы отложить на будущее время желание последовать за Ним.
Слова о необходимости похоронить своего отца некоторыми из толкователей понимались и в духовном смысле. Так, святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «И ты, человек, не вмешивайся в дела людей, преданных миру, пусть они хлопочут о мертвых, будучи сами мертвы духовно, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА СТЕФАНА ДЕЧАНСКОГО
Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, – сказал святитель, – вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.
СВЯТАЯ ГАЛЛА МИЛОСТИВАЯ И АПОСТОЛ ПЁТР
Краткое жизнеописание святой Галлы († около 550 года) приводит в своих «Диалогах» святитель Григорий Двоеслов. Галла была дочерью патриция и принцепса сената Квинта Аврелия Меммия Симмаха, советника остготского короля Теодориха. В юности она вышла замуж за молодого патриция, но через год овдовела. Родственники понуждали Галлу заключить повторный выгодный брак; к тому же склоняли её и врачи, говоря, что такой страстной натуре, как она, необходимо выйди замуж, и предсказывая, что «если она не вступит в супружество, то от чрезмерного жара, вопреки самой природе, будет иметь бороду» (что после и случилось). Вопреки этим увещаниям Галла выбрала путь безбрачия и вступила в монастырь при базилике Святого Апостола Петра на Ватиканском холме. Там она подвизалась много лет, отличаясь простотой сердца, усердием в молитве и щедростью в милостыне. Перед кончиной святая Галла заболела раком груди. Во время болезни ей явился апостол Пётр. Он сказал, что Галле отпущены грехи и что вскоре Господь пошлёт ей кончину.