Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
3:7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
3:8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,-
3:9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
3:10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
3:11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
3:12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
3:13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
3:14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
3:15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
3:16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
3:17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
3:18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Евангелие от Луки
16:15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
16:16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
16:18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
17:1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
17:2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
17:3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
17:4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Ежедневные и ежевечерние молитвенные правила должны стать неотъемлемой частью нашей жизни. Даже тогда, когда мы сильно устаем к вечеру после бесчисленных дневных забот и попечений, нужно обязательно находить хотя бы десять минут для того, чтобы прочитать вечерние молитвы. Более того, нужно постараться выработать в себе навык молитвы не только утром и вечером, но и в течение всего дня, особенно перед трудными и ответственными делами. Очень важно помолиться Господу перед началом любого сложного дела, перед серьезным разговором или какими-то иными событиями, последствия которых могут отразиться на нашей жизни или на жизни других людей. Если молитвенная практика укоренится в нашей жизни, то очень скоро мы поймем, как замечательно и душеполезно жить в атмосфере молитвы.
О Законе Моисеевом
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Лк. 16: 15-18; 17: 1-4
Притча о неверном управителе, которая читалась накануне, вызвала смех сребролюбивых фарисеев (Лк. 16:14). Иисус не сразу реагирует на этот смех. Сначала Он обличает фарисеев за внешнюю праведность, а затем, как повествует сегодняшнее Евангелие, говорит о важности Моисеева закона.
В словах «закон и пророки до Иоанна» личность Иоанна Крестителя предстает в качестве водораздела между Ветхим и Новым Заветом. При этом о законе Моисеевом говорится как о продолжающем сохранять значимость до конца истории. Иисус настаивает на важности закона вплоть до «одной черты». Под чертой, вероятно, подразумевался незначительный диакритический знак: подобного рода знаки использовались как в еврейском, так и в греческом письме.
На первый взгляд, это противоречит образу жизни Иисуса и его отношению к предписаниям Моисеева законодательства. Здесь Он предстает как требующий буквального и безусловного исполнения малейших предписаний закона — то, чего Сам Он не делал, когда, например, нарушал субботу.
Ничто не препятствует видеть в данном изречении подтверждение антиномизма, характеризующего отношение Самого Иисуса к Моисееву законодательству. С одной стороны, Он критиковал буквализм в толковании его предписаний и показное благочестие фарисеев, считавших себя его ревнителями. С другой стороны, Он указывал на непреходящую ценность «закона и пророков». Свою миссию Он видел не в ниспровержении Моисеева законодательства, а в его восполнении.
Следуя этому взгляду, христианская Церковь не перечеркнула Ветхий Завет, не отвергла ни одной из частей этого внушительного собрания текстов, но весь корпус Ветхого Завета целиком включила в состав своего Священного Писания. Современная Библия лишь на одну пятую состоит из Нового Завета; четыре пятых ее объема занимают «закон и пророки». У первого поколения христиан не было Библии в ее нынешнем составе, не было иного Священного Писания, кроме Ветхого Завета, который и читался за раннехристианскими богослужениями. После появления Евангелий и апостольских посланий это собрание текстов было дополнено, Евангелие и послания приобрели статус священных книг, но «ни одна иота или черта» из Ветхого Завета при этом не была опущена.
Слова: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17:3–4) стоят в качестве изолированного изречения, не связанного, как кажется, напрямую ни с тем, что ему предшествует, ни с тем, что за ним следует. Они отражают тот принцип, по которому призван жить каждый человек, вышедший из-под власти Закона и стремящийся к Иисусу: это принцип милосердия по отношению к кающемуся грешнику.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АКЕПСИМА СИРИЙСКОГО
Преподобный Акепсим жил в провинции Сирия во времена правления византийского императора Феодосия. Подвизаясь в затворе, он провёл шестьдесят лет в полном молчании, нося вместо вериг тяжёлые цепи. Пищей преподобному Акепсиму служила размоченная чечевица, которую раз в неделю передавали ему через специальное отверстие, а к ближайшему источнику воды он выходил сам тёмными безлунными ночами. Только шум от цепей выдавал тогда присутствие подвижника. Незадолго до своей кончины, день которой был ему открыт, он по воле Божией прекратил своё строгое затворничество и разрешил всем желающим приходить к нему за благословением. Местный епископ стал уговаривать его принять сан, и подвижник, знавший, что ему осталось жить несколько дней, не стал противиться и отошёл в небесные обители священнослужителем.
ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ПАТЕРИКА
В пустыне около города Александрии подвизался старец Феона. Он жил в тесной келлии и на протяжении 30 лет нёс обет молчания. Бог дал ему дар исцелений, и жители Александрии почитали авву Феона как пророка. Ежедневно приходило к нему множество больных, и он возлагал на них руки. Авва был образован и свободно читал и писал на латинском, греческом и коптском языках. Ел он лишь неварёные семена. Несмотря на суровость подвигов, старец всегда был приветлив на вид, с весёлым и ласковым взглядом. Его не боялись дикие звери; у своей келлии старец поил водой буйволов, диких ослов и коз. Как-то ночью на него напали разбойники, надеясь найти золото. По молитве святого разбойники были обездвижены и простояли у дверей келлии до утра. Когда стал приходить народ и люди хотели совершить самосуд, святой вынужден был заговорить: «Если не отпустите их невредимыми, от меня отступит благодать исцелений». Народ отпустил разбойников, которые пошли в близлежащие обители и, раскаявшись, поменяли образ жизни.