Неделя 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
21:2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
21:3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
21:4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
21:5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
21:6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.
21:8 А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
21:9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
21:10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
21:11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
21:12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.
21:13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
21:14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Послание апостола Павла к Галатам
2:16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
2:19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Евангелие от Луки
16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Проповедь о Христе, свидетельство о Христе всегда связаны с уровнем собственной религиозности проповедующего, потому что ничто не убеждает так, как личный опыт человека. Если вы в разговоре с современным неверующим человеком будете приводить по схоластической богословской схеме так называемые доказательства бытия Божия, то в лучшем случае он плечами пожмет. А вот если вы будете говорить ему, что такое молитва в конкретных ситуациях, в которых этот человек оказывается, то не исключено, что он поймет, что молитва – это великая сила, способная в тот момент, когда проваливаешься в жизненную трясину, оказаться твердой почвой и спасти от гибели.
Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Лк. 16: 19-31
В притче о богаче и Лазаре, которая читается сегодня, один из ее героев назван по имени. Обычно все герои притч остаются безымянными: человек, некий человек, богатый человек, хозяин, господин, управитель, раб, младший сын, старший сын, виноградари, девы, работники, сеятель, женщина. В данном же случае нищий назван по имени, тогда как богач остается безымянным до конца притчи. Этим подчеркивается контраст между двумя персонажами и между их посмертной судьбой: вряд ли при жизни многие знали имя нищего, тогда как имя богача, несомненно, было у всех на слуху. В вечности дело обстоит прямо противоположным образом.
Жизнь богачей и нищих часто представляет собой две не соприкасающихся одна с другой реальности: каждый живет в своем мире. Однако в данном случае с самого начала притча указывает на незримую взаимосвязь между богачом и Лазарем. Богач ее никак не ощущал; для Лазаря же она выражалась лишь в том, что он лежал у ворот дома богача. Взаимосвязь между двумя судьбами выявляется только после их смерти, когда богач видит Лазаря на лоне Авраамовом и узнает его. Смерть обоих персонажей является переломным моментом в их судьбах. Первое действие драмы завершается похоронами богача. Можно только догадываться, что это были торжественные и пышные похороны.
Второе действие начинается в аду, где богач и Лазарь меняются ролями. Теперь Лазарь возлежит на «лоне Авраамовом». Безвестный нищий оказывается, согласно притче, в непосредственной близости к Аврааму — отцу Израильского народа. Вместе с Авраамом он возлежит на пиру, подобно тому, как богач при жизни возлежал на пирах ежедневно. Богач же оказывается «в муках» и «в пламени». Подобно тому, как нищий некогда мечтал о крохах со стола богача, богач теперь молит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы облегчить его страдания. Но Авраам озвучивает приговор, не подлежащий обжалованию: богач уже получил все блага при жизни; ему больше не на что надеяться. И добавляет слова о непреодолимой пропасти между теми, кто находится на его лоне, и находящимися в аду.
Третий акт драмы происходит там же, в загробном мире, но имеет отношение к реальности земного бытия. Речь теперь идет не о богаче и не о Лазаре, а о братьях богача, оставшихся на земле и не подозревающих, чтó ожидает их за порогом смерти.
В финале драмы на сцену выходит Тот, Кому предстоит воскреснуть из мертвых. В словах, которыми завершается притча, — «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят», — Иисус указывает на Самого Себя. Вновь, как и в некоторых других притчах, мы видим Иисуса в эпицентре событий. Он не наблюдает за ними со стороны, Он вмешивается в судьбу людей, Своей смертью и воскресением свидетельствуя о том же, о чем говорил в притчах — о вечной жизни, подготовкой к которой должна стать земная жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОКАЯНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ НОВОГО
Преподобномученик Игнатий, болгарин, юношей удалился в монастырь Иоанна Рыльского, где прожил шесть лет. Опасаясь призыва в турецкую армию для подавления бунта в Сербии, он «спешно, ради пострига монашеского» бежал на Афон. По дороге его схватили турки, и, после истязаний, он дал обещание принять ислам. Освободившись от уз, Игнатий стал иноком Святой Горы, но своего обещания «потурчиться» не мог вспомнить «без слёз и душевных страданий» и решил искупить его муками за святую веру. В 1814 году он оставил Афон и прибыл в Константинополь, где на заседании суда всенародно объявил, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь хочет забрать свои слова обратно и исповедать Христа. Святой, смело порицавший магометанство, был заключён турками в тюрьму и после пыток повешен.
СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ О СТАРЦЕ ИСИДОРЕ ГЕФСИМАНСКОМ (1814–1908)
Отец Исидор был монахом 60 лет и за это время не получил даже набедренника. Восьмидесятилетний старец жил одинокий в своей избушке и должен был всё делать собственными руками. Он был так заброшен, что во время болезни лицо его было покрыто слоем грязи, а из седых волос епископ Е., посещавший его, доставал вшей. Только за шесть дней до смерти старец получил помощь. Бедность, болезненность, пренебрежение, оскорбления, гонения – вот такими терниями поросла жизненная тропа старца. Но и в этих терниях он сохранил такое спокойствие, такую радость, такую полноту жизни, какой мы не имеем и не приобретём в условиях наиблагоприятнейших. Что самое достопримечательное в батюшке? Бесспорно, это то, что во всякой обстановке он пребывал христианином. Христианство его было неизменною его стихиею, не связанною с миром и его естественными и общественными условиями. Христианство было для него не витийством жизни, а самым существом её, – не узором жизни или украшением её, а самою тканью жизни.