Седмица 11-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Преображение Господне
9:28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
9:29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
9:30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
9:31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
9:32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
9:33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,- не зная, что́ говорил.
9:34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
9:35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
9:36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Второе послание Петра
1:10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
1:11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
1:12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
1:13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
1:14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
1:15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
1:16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
1:17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
1:18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
Евангелие от Матфея
17:1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
17:2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
17:3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
17:4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
17:5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
17:6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
17:7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
17:8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
17:9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Подвигом апостолов, ставших свидетелями Преображения Господня, Евангелие было проповедано во многих странах. Примеру апостолов следовали многие поколения святых, во всех концах земли трудившихся над осуществлением явленного в Преображении идеала в непрерывно меняющихся исторических условиях. Этому примеру должны следовать и мы, современные христиане, ибо наш мир, претерпевший в минувшем столетии множество потрясений, забывший Христа, отвернувшийся от Него и лежащий во зле, должен преобразиться силой Божией и нашим подвигом, каким бы малым и скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться.
Преображение Господне
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Мф. 17:1-9
Рассказ о Преображении Господа Иисуса Христа из сегодняшнего чтения Евангелия от Матфея мы находим также в Евангелиях от Марка и от Луки. О Преображении упоминается во 2-м послании Петра, одного из участников события (2 Пет. 1:16–18).
Все четыре автора говорят, что событие произошло на горе. При этом ни один из авторов не приводит название горы. Матфей называет гору «высокой». В христианской традиции местом, где произошло Преображение, считается Фавор — гора высотой 588 метров, расположенная в Галилее в 9 км от Назарета. В то же время, большинство современных исследователей указывает на гору Ермон как более вероятное место Преображения. Эта гора высотой 2813 метров расположена на севере Палестины. Также ученые в последнее время выдвигают еще одну гипотезу: Преображение произошло на горе Мейрон (Мерон, Мирон), расположенной в 13 километрах к северу от Галилейского озера. Это самая высокая гора в Галилее, ее высота 1208 метров, и она находится на пути из Кесарии Филипповой к Галилейскому озеру. На сегодня в отношении места, где произошло Преображение, можно констатировать следующее: 1) точная география события остается неизвестной; 2) аргументы в пользу горы Мейрон пока не вполне разработаны; 3) аргументов в пользу горы Ермон недостаточно для того, чтобы отказаться от традиционной топографии, начиная с IV века прочно связавшей событие Преображения с Фавором.
Преображение коснулось, во-первых, лица Иисуса: согласно Матфею, оно «просияло, как солнце». Во-вторых, преобразились одежды Иисуса: согласно Матфею, они стали «белыми, как свет», а в некоторых рукописях Евангелия от Матфея вместо «как свет» читается «как снег».
Почему рядом с Иисусом на горе появляются Моисей и Илия? Святитель Иоанн Златоуст указывает несколько причин: 1) поскольку одни принимали Иисуса за Илию, другие за Иеремию, а третьи за кого-либо иного из древних пророков, «то и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа»; 2) поскольку иудеи часто обвиняли Христа в преступлении закона и в богохульстве, то, «чтобы показать, что оба обвинения произошли от зависти... Он представляет мужей, прославившихся и исполнением закона, и ревностью к славе Божией»; 3) этим явлением Иисус «хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью и владычествует над небом и землей»; потому и являются здесь и умерший (Моисей), и не испытавший смерти (Илия); 4) Моисей и Илия явились, «чтобы показать славу креста, утешить Петра и других учеников, боявшихся страдания, и ободрить их сердца. В самом деле, явившиеся два мужа не молчали, но говорили о славе, которую Он намерен был явить в Иерусалиме, то есть о страдании и о кресте, потому что страдание и крест всегда называются славой».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ) ОБ ОСОБЫХ ИМЕНОВАНИЯХ УСОПШИХ
У нас в обычай вошло называть недавно скончавшихся «новопреставленными ». В богослужебных книгах это понятие нигде не встречается. В употреблении его при последованиях, совершаемых об одном недавно скончавшемся, нет нужды, ибо в этих случаях все молящиеся и без того знают хорошо, о ком совершается поминовение. Если этот термин и может быть употреблён, то только при совместном поминовении многих усопших, чтобы из общей массы имён выделить тех, о ком совершается нарочитое сорокоустное «приношение», подобно тому как на проскомидии имя дневного святого выделяется добавлением «его же и память совершаем». Попутно отметим, что нередко употребляемые в отношении к усопшим другие эпитеты: отрока, девицы, жены, боярина, воина, убиенного, усопшего и прочее – также не имеют оснований в богослужебных книгах.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ) ОБ ОСОБЫХ ИМЕНОВАНИЯХ УСОПШИХ
Лишь некоторые из этих терминов употребляются в общих поминальных формулах, в каноне суббот мясопустной и Пятидесятницы, да в древнем синодике, назначавшемся для келейного употребления. А в требнике киевского издания в конце последования погребения мирских человек замечено: «Сие убо последование, якоже выше речеся, поется и о женах, и о отроцех православных, изменяему токмо имени мужеску полу или женского раба Твоего или рабы Твоей, а не иное». Согласно этому замечанию, при имени усопшего не должно быть каких-либо терминов вроде «отрока» и подобных. К имени усопшего должны быть прибавлены только обозначения тех служений, на которые они были возведены Церковью чрез особые чины церковные и по которым именовались и при жизни, как то: чтеца (имевшего посвящение в это звание), диакона, иерея, епископа, монаха и так далее. К имени усопшего младенца должно прибавлять это слово, так как есть особое последование младенческого погребения, в котором всякий случай «имя рек» предваряется словом «младенец».