Седмица 3-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
7:1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
7:2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
7:3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
7:4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
7:5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
7:6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7:7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
7:8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
7:9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
7:10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
7:11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
7:12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
7:13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Евангелие от Матфея
9:36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
9:37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
9:38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
10:2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
10:3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
10:4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
10:5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
10:6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
10:7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
10:8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Святитель Василий Великий учит нас, что каждый день, до того как лечь спать, мы должны сравнивать свой день с днем предыдущим, для того чтобы следующий день был лучше. Откликаясь на эти мудрые слова, мы должны понимать, что самоконтроль, который так важен в человеческой жизни вообще, сугубо важен в жизни духовной. Без этого самоконтроля невозможно никакое возрастание. В самом деле, как мы можем бороться с грехами, если не отдаем себе отчета в том, какие грехи совершаем? Преподобный Макарий Египетский, развивая ту же мысль, говорит, что нужно иметь некую книгу для записей. Он имеет в виду вовсе не обычную книгу и не блокнот, не бумагу, на которой люди нередко записывают свои грехи (хотя это тоже неплохо, чтобы грех не ушел из памяти). Но он имеет в виду, в первую очередь, книгу своей совести. Если мы совершаем что-то плохое, мы должны отлагать в своей совести этот грех, вспоминать о нем, раскаиваться в нем, и если будем так поступать каждый день, то под контролем действительно будут и слова, и помышления сердечные, и каждое деяние.
Избрание 12 апостолов
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Мф. 9:36-10:8
Сегодня мы читаем Евангелие от Матфея об избрании двенадцати апостолов и наставление, которое Иисус дает им. По предположению Блаженного Иеронима, греческий термин «апостол» является переводом еврейского «вестник», «посланник». И греческий термин, и его предполагаемый семитский эквивалент обозначают человека, действующего не от своего лица, а от имени другого — того, кто послал его.
Группа из двенадцати апостолов мыслится как ядро Церкви, а Церковь — как Новый Израиль, который объединит всех уверовавших в Иисуса. И если во главе Израильского народа стоял Иаков со своими двенадцатью сыновьями, то во главе нового народа Божия стоит Иисус и Его двенадцать апостолов. Осознание важности сохранения священного числа двенадцать подвигло апостолов после смерти и воскресения Иисуса первым делом избрать на место Иуды-предателя, выбывшего из их числа, другое лицо (Деян. 1:15–26).
В наставлении апостолам Иисус подчеркивает, что главной их задачей является проповедь среди правоверных евреев. При этом Иисус не ограничивает проповедь апостолов исключительно ими: Он лишь говорит, чтобы ученики шли «наипаче» к погибшим овцам дома Израилева, то есть основное внимание уделяли им. Вслед за Ним Самим, Его ученики будут сопровождать возвещение Царства Божия чудесами. Силу совершать чудеса ученики получают от Иисуса даром. Евангелия описывают многочисленные случаи исцелений и изгнания бесов, а также три случая воскрешения мертвых, совершённых Иисусом. Однако в Евангелиях не говорится о том, чтобы Его ученики воскрешали мертвых. Упоминается лишь, что они изгоняли бесов именем Иисуса (Лк. 10:17), да и то это удавалось им не всегда (Мф. 17:19). Лишь после Его воскресения ученики получат от Него способность не только совершать исцеления, но и воскрешать мертвых, о чем рассказывается в Деяниях апостольских.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ ИОВУ АНЗЕРСКОМУ
Преподобный Иов Анзерский в миру был духовником Петра I. По ложному доносу святого сослали на Соловки, чему он был рад, так как давно хотел принять монашество и благодарил Бога, что Он всё устроил к лучшему. На Соловках преподобный трудился на острове Анзер и стал основателем Голгофо-Распятского скита. Это связано с явлением ему Богородицы 18 июня 1712 года. В этот день ему и иеродиакону Паисию на склоне безымянной горы предстала Божия Матерь и повелела эту гору назвать «второй Голгофой, потому что со временем ей придется много пострадать и стать неисчислимым кладбищем. На вершине горы постройте храм во имя Распятия Моего Сына. Я же вовек пребуду в месте сем». Пресвятую Богородицу сопровождал преподобный Елеазар Анзерский, сказавший Иову: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест».
О СОСТРАДАТЕЛЬНОМ ОТШЕЛЬНИКЕ
Некоторые отшельники, удалившись от мира, продолжали служить миру. В келлиях Хузива был старец, который, ещё живя в своём селении, поступал так: если случалось ему видеть, что кто-то из односельчан по бедности не мог засеять поле, то выходил ночью, так что этого не знал и сам хозяин поля, и, взяв свой скот и свои семена, засевал то поле. Великий дар сострадания он сохранил и по удалении в пустыню, когда стал жить в келлиях Хузива. Старец выходил на дорогу, ведущую от Иордана к Иерусалиму, взяв с собою хлеба и воды. Если замечал кого-либо утомившимся, он брал его ношу и провожал до Елеонской горы. Возвращаясь обратно, нёс тяжести других до Иерихона. Иногда можно было видеть, как старец несёт на плечах одного, а иногда и двоих отроков. Порой он сидел за починкой износившейся мужской или женской обуви. Одних поил водою, которую носил при себе, других кормил хлебом. Если встречал нагого, снимал с себя одежду и отдавал. Если находил мёртвого на дороге, то совершал чин погребения.