Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), апостола Фомы
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- 2022
- 2023
- 2024
- 2025
- 2026
- 2027
- 2028
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (ср. Ин. 20, 19–31). Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера – тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.
СИНАКСАРЬ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ
В неделю вторую по Пасхе празднуется обновление Воскресения Христова и осязание апостола Фомы. Обновлением назывался древний обычай праздновать среди года событие на некотором отстоянии от памятного дня, когда оно произошло, воспоминая тем самым великие дела того дня, дабы не пришли они в забвение. Воскресение Христа несравненно больше всех жизненных событий и превыше всякого помышления, поэтому мы празднуем и возобновляем его не только ежегодно, но и каждый восьмой день. И первое его возобновление – нынешний День Господень, который можно назвать поистине и восьмым, и первым. Восьмым тот день будет от Пасхи, а первым – как начало других. Потому ещё он восьмой, что установлен по образу нескончаемого дня в будущем веке, который окажется первым и всецело единым, как не разделяемый ночью.
ПОЧИТАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В РОССИИ
Первые христиане всю ночь перед наступлением воскресного дня проводили в общей молитве. 29-е правило Лаодикийского собора и Апостольские постановления на‑ зывают этот обычай обязательным. В царской России гражданские законы оберегали святость воскресного дня. В 1648 году Алексий Михайлович издал указ, повелевающий приходить в церковь в вос‑ кресные дни и «стоять здесь смирно со всяким благочестием». Пётр I в 1718 году издал указ, обязывающий в воскресенье ходить к вечерне, заутрене и литургии. Он же разрешил устраи‑ вать введённые им «ассамблеи» в воскресный день не раньше окончания литургии. Елиза‑ вета Петровна указом от 1743 года запретила открывать кабаки в воскресенье до окончания литургии. Павел I указом 1796 года запретил театральные представления «во все субботы». Наконец, в 1833 году в Своде законов Россий‑ ской империи была помещена статья «Об ох‑ ране святости воскресного дня», запрещающая все общественные забавы и увеселения прежде окончания воскресной литургии.