Страстная седмица. Великий Вторник
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
22:15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
22:16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
22:17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
22:18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
22:19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
22:20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
22:21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22:22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
22:23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
22:39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
Евангелие от Матфея
24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
24:37 но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
24:38 ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
24:39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;
24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
24:41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
24:43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
24:44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
24:45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
24:46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
24:47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
24:48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
24:49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
24:50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
24:51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
25:2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
25:3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
25:4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
25:5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
25:6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
25:7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
25:8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
25:9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
25:10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
25:11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
25:12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
25:14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
25:15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
25:16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
25:17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
25:18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
25:19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
25:20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
25:22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
25:23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
25:24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,
25:25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
25:26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;
25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;
25:30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
25:34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
26:1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
26:2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Притча о талантах (см. Мф. 25, 14–30) помогает нам понять, каково соотношение Божиего Промысла о человеке и человеческой свободы. Каждый раб по-своему распорядился Богом данным капиталом. Один его приумножил. Другой приумножил настолько, насколько получил этот дар. А третий отказался приумножать. И Бог не присутствовал на том этапе жизни, когда это богатство либо прирастало, либо закапывалось в землю. Не так ли происходит и со всеми нами? Господь каждому дает разные способности, разные возможности, поставляет человека в определенную общественную, социальную среду. Он дает разные стартовые возможности людям, а затем дает нам свободу распорядиться всем тем, что Он в нас вложил. И мы либо приумножаем богатства, либо закапываем их в землю. Мы сами решаем, как поступать. Это наше право, данное нам Богом, и это результат нашего свободного выбора.
Притчи о Царствии Небесном
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Мф. 24:36-26:2
В евангельском чтении Великого Вторника продолжается тема второго Пришествия и Страшного суда. Своих учеников Иисус призывает не высчитывать «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7), но пребывать в состоянии духовного бодрствования. Именно этот призыв является лейтмотивом трех притч, следующих в Евангелии от Матфея за предсказанием о втором пришествии: о благоразумном рабе, о десяти девах, о талантах.
Некоторые современные читатели видят в притче о десяти девах, сюжет которой основан на свадебном обряде Палестины времени Спасителя, отражение грубых нравов патриархального общества. Другие, напротив, видят в ней подтверждение того, что «для Иисуса было важно равенство между мужчинами и женщинами»: изложив сначала притчу, в которой действуют благоразумный и неразумный рабы-мужчины, Он затем произносит притчу, в которой действуют женщины.
Думается, искать в этой притче тот или иной взгляд на положение женщины в обществе — значит проходить мимо ее основного содержания. Речь здесь не идет ни о женских нравах и обычаях, ни об отношении мужчин к женщинам, ни о месте женщины в обществе. Мудрые и неразумные женщины в притче лишь символизируют разное отношение людей к своей ответственности перед Богом, точно так же как в предшествовавшей притче аналогичную роль играли мужчины. Равенство можно усмотреть лишь в том, что каждый человек — вне зависимости от пола — несет ответственность перед Богом за свою жизнь и свои поступки: одни проявляют себя мудрыми, другие неразумными, одни держат светильники горящими, у других они затухают, одни помнят о Страшном суде, ждут его и готовятся к нему, другие живут так, будто Страшного суда не будет вообще.
В песнопении этого дня «Се Жених грядет в полунощи» соединены образы из двух притч – о девах и о рабах, о женщинах и о мужчинах. «Вот, жених идет в полуночи, и блажен раб, которого он найдет бодрствующим, недостоин же тот, которого он найдет унывающим. Итак, смотри, душа моя, не отяготись сном, чтобы не быть преданной смерти и оказаться вне Царствия, но восстань, взывая: свят, свят, свят Ты, Боже, (предстательством) Богородицы помилуй нас».
Господь дает нам возможность проявить свои таланты, способности, накопить духовный елей, который необходим для встречи Жениха. Никто из нас не знает, когда настанет день великого и страшного второго Пришествия Господа Иисуса Христа; не известно людям и когда наступит для каждого из них час смерти. Нужно задуматься, как мы распоряжаемся временем данной нам жизни, как распоряжаемся талантами, полученными от Бога.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
О СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ
Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели, когда Церковь поёт: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу». Страстная седмица – особое время; она тесно связана с Пасхой и является целью Великого поста. Она издревле называется Великой, так как, по слову святителя Иоанна Златоуста, в эти дни Господь совершил великие дела – победил грех, диавола и смерть. С апостольских времён принято проводить эти дни в строгом воздержании. Для каждого дня Страстной седмицы есть особые воспоминания. В Великий понедельник, вторник и среду вспоминаются последние поучения и беседы Христа с народом и учениками, помазание Его миром и замысел Иуды о предательстве. В Великий четверг вспоминается Тайная Вечеря. В Великую пятницу – Распятие. В Великую субботу – пребывание Спасителя телом во гробе и сошествие душой во ад.
О ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЕ- ГИМНОГРАФЕ
Первая женщина-гимнограф, монахиня Кассия, жила в IX веке в Константинополе. В юности Кассия в числе одиннадцати красивейших и знатнейших девиц была представлена ко двору Феофила, чтобы будущий император избрал из них себе невесту. По преданию, Феофил, держа в руке золотое яблоко, которое должен был вручить своей избраннице, подошёл к Кассии и сказал: «От жены произошло всё злое». Она ответила: «Но через жену же берёт начало и лучшее». Феофил решил, что для него она слишком умна, и подал яблоко Феодоре, которая и стала его супругой. Кассия же оставила мир, основала в Константинополе монастырь, в котором приняла постриг, и всю жизнь посвятила составлению церковных песнопений. К самым известным творениям инокини Кассии, которые и по сей день используются в богослужении, относятся: первые пять ирмосов канона Великой субботы «Волною морскою», стихира вечерни Рождества Христова «Августу единоначальствующу на земли», стихира вечерни Великой среды «Господи, яже во многия грехи впадшая жена».