Седмица 3-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
7:6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7:7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
7:8 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле
7:9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.
Книга Притчей Соломоновых
9:12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]
9:13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
9:14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
9:15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
9:16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:
9:17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".
9:18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
На 6-м часе
Книга пророка Исайи10:12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
10:13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
10:14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".
10:15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
10:16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
10:17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
10:18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
10:19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
10:20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Святой преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего...» мы читаем много раз во время великопостных богослужений, размышляя на тему воздержания, говорит, что существует воздержание не только от еды и пития, но и от разных проявлений человека. Есть и воздержание глаз. Когда человек взирает на окружающий мир, то многое, с чем сталкивается его взор, может внушать человеку соблазн, искушать его, возбуждать чувство зависти и многие другие плохие чувства, которые оскверняют душу. Воздержание глаз заключается в сознательном отстранении от созерцания всего того, что может разрушить внутреннюю целостность человека, его покой. Вот почему требуется воздержание от просмотра многих телевизионных передач, которые несут в себе много искушений и соблазнов. Вот почему люди не ходят в кинотеатры, не посещают театры, и не делают многое из того, что связано с неким вызовом нравственному чувству.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО
Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. С юности он предался подвижничеству в отдалённой от людей пещере. Со временем к нему стали собираться иноки, желавшие жить под его руководством. Когда их число умножилось, преподобный разделил их на 12 монашеских общин, каждая из которых состояла из 12 иноков. Для новоначальных иноков преподобный Венедикт составил общежительный устав, который стал основой западной монашеской традиции. По уставу святого Венедикта, монахи должны молиться и трудиться, а также беспрекословно повиноваться аббату, во всём соблюдая умеренность. Для духовно опытных монахов, по мнению преподобного Венедикта, в уставе не было необходимости, и он отсылал их к святоотеческим наставлениям.
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Крестное знамение появляется уже в апостольский век. Изначально оно представляло собой начертание одним перстом знака креста на лбу. В «Апостольском предании» святителя Ипполита Римского (II век) дан совет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает… Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого окропляли порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас». Подобные рассуждения характерны для всего первого тысячелетия. Первые символические толкования о форме перстосложения (двоеперстие, троеперстие) появляются только в XI веке.