Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
2:21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"
2:22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
2:23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
3:1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
3:2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3:3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Евангелие от Луки
12:42 Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
12:43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
12:44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
12:45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-
12:46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
12:48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
В формировании и воспитании нравственного чувства, совести человека огромную роль играет пример. Замечательные образцы житий святых угодников Божиих погружают нас в евангельскую систему ценностей, учат тому, как надо реагировать на всякое отклонение и нарушение нравственного Божественного закона. Развитию моральных устоев человека помогают также художественные образы, особенно классической литературы, нравственная основа которой созвучна евангельской. Под влиянием примеров положительных героев такой литературы у человека, особенно в молодом возрасте, формируется нравственно-ответственное отношение к жизни, воспитывается совесть, укрепляется чувствительность по отношению к каждому нарушению Божиего закона.
Притча о благоразумном домоправителе
Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Лк. 12: 42-48
Пример верного раба или верного домостроителя, который используется в сегодняшнем Евангелии (прочитанном вчера по причине празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), несет в себе основную позитивную нагрузку. Поведение того же раба в случае, если он будет заниматься рукоприкладством и пьянствовать, описывается в качестве дополнения к этому изначально позитивному образу. Награда верного домоправителя описывается словами: «над всем имением своим поставит его».
Судьба верного раба в притче отнюдь не выходит за рамки возможного в реальной жизни. Наказание, которому господин подвергнет злого раба, напротив, описано терминами, выходящими за пределы реализма: придя внезапно, господин «рассечет» его буквально «напополам», «надвое». Согласно Луке, злого раба ждет участь «неверных»: этот термин может указывать как на язычников, так и на тех, кто не уверовал во Христа.
Весь контекст поучения Иисуса, частью которого является рассматриваемая притча, говорит о том, что она относится ко времени между Его первым и вторым пришествием. Всматриваясь в судьбы Своих учеников и Своей Церкви, Иисус говорит о том разделении, которое проходит не только между разными народами, не только между группами людей, но и внутри одного человека. Если раньше в притчах Он противопоставлял Израильский народ «новому народу», который окажется достойнее, противопоставлял званых избранным, то теперь Он показывает, как один и тот же человек может разделить судьбу блаженных, если будет исполнять волю Бога, и судьбу неверных, если будет думать, что Бога нет или что Он «медлит».
Слова, завершающие притчу в версии Луки, как кажется, несколько смягчают этот радикализм: раб, который знал волю господина своего, но не исполнял ее, «бит будет много», а тот, кто не знал и делал достойное наказания, «бит будет меньше». Здесь допускается, что человек может делать зло не в силу сознательного сопротивления воле Божией, а по неведению. И если того, кто сознательно противится Богу, ждет самое суровое наказание, то согрешающий по неведению, хотя и будет наказан, но в меньшей степени.
В Евангелии от Луки к притче добавлены слова о том, что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Эти слова Иисус относит к Своим последователям, напоминая им о лежащей на них нравственной ответственности. На Страшном суде спрос с христиан будет особенно суровым. Об этом говорит апостол Петр: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:17–18). Под домом Божиим здесь понимается Церковь — вся община христиан, когда-либо живших на земле. Они будут судимы тем словом Божиим, которое все они слышали, но одни исполнили, а другие нет.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ О ПРЕДАНИИ
Православная Церковь издревле руководствовалась, во‑первых, Божественным Писанием, письменно преданными правилами соборными и отеческими, и писаниями святых отцов, а во‑вторых, также Преданием церковным, неписаным. Святой апостол Павел пишет к Коринфянам: «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, Предания держите» (1 Кор. 11:2). И в другом месте он же увещевает Солунян: «Братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2:15). А святой Василий в 91-м правиле говорит: «Если решимся отвергать неписаные обычаи, как бы не имеющие великой силы, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах или даже сократим благовестие в единое имя без самой вещи». К таким неписанным Преданиям христианской Церкви всегда принадлежал обычайпочитать не только мощи святых угодников Божиих, но и вещи, им принадлежавшие.
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ О ПРЕДАНИИ
Например, не без причины установила Церковь празднование поклонения честным веригам святого апостола Петра. Явно, что через эти вериги были чудеса и исцеления. Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головные повязки святого апостола Павла, орошённые потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов. Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали их мощи и почему составился обычай (утверждённый VII Вселенским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников; так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания. Но из этого не следует заключать, что мощи преподобных не имеют равносильной важности: подвижническая жизнь преподобных есть продолжительное, ежедневное, добровольное мученичество.