Седмица 13-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
9:12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
9:13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
9:14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
9:15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
10:1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
10:2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
10:3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
10:4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
10:5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
10:6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
10:7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Евангелие от Марка
3:20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
3:21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
3:22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
3:23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
3:24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
3:25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
3:26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
3:27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Суд Божий ставит последнюю точку в историческом процессе. Многого мы не знаем, многое сокрыто, многое происходит в тайне. И не только сокрыто в каких-то архивах, которые не открываются, — сокрыто внутри человеческой истории, потому что очень часто исторические события объясняются совсем не теми причинами, которые реально к ним привели. Есть много тайн, которые покрывают человеческое зло, и с этими тайнами люди уходят в иной мир… Господь вложил в нравственную природу людей понятие о справедливости, и суд в вечности призван в абсолютной мере проявить Божественную справедливость. Каждый из нас предстанет пред Богом. Ни одному не удастся уйти от этого суда, и каждый получит по делам своим. То, что мы лицемерно скрывали в этой жизни, мы не сможем скрыть там, пред лицом Божиим. Все мы будем открыты пред Богом, и каждый даст ответ за свои грехи.
О происхождении силы Иисуса
Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Мк. 3: 20-27
В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Марка говорится: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3:21). Выражение, переведенное как «ближние», может указывать на друзей или последователей, однако в данном случае, скорее всего, указывает на родственников: так это место понимается в большинстве имеющихся переводов и толкований.
Выражение «пошли взять» свидетельствует о намерении родственников заставить Иисуса прекратить общественную деятельность и вернуться домой, в семью. Слово «говорили» может относиться как к родственникам Иисуса, так и вообще к окружающим людям (в первом случае «они пришли взять Его, потому что считали, что Он вышел из себя»; во втором: «они пошли взять Его, потому что о Нем шла молва, что Он вышел из себя»). Слова «вышел из себя» означают, что родственники Иисуса в какой-то момент сочли Его сумасшедшим. Тот факт, что Он, отказавшись от привычного для них семейного уклада, избрал образ жизни странствующего проповедника, был окружен бесноватыми и больными, вызвал у них полное непонимание.
Такое же непонимание действий Иисуса было свойственно книжникам и фарисеям. Одно из основных обвинений, которые выдвигали против Иисуса фарисеи, заключалось в том, что при изгнании бесов Он использует бесовскую силу. Это обвинение не было случайным. Магия на протяжении веков оперировала темными потусторонними силами, и в Палестине I века магические практики были достаточно широко распространены.
Но сила, при помощи которой Иисус совершал исцеления и изгнания бесов, не имеет ничего общего с колдовством или магией. Он никогда не произносил заклинательные молитвы, как это делали другие экзорцисты, не ссылался на какой-либо внешний авторитет или иную силу, отличную от Его собственной, не использовал вспомогательные средства, какими пользовались экзорцисты (благовония, амулеты, специально подобранную музыку и т. д.). Сила Иисуса была силой Божией.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИСТОКИ ТРАДИЦИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВАНГЕЛИСТОВ
С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1–28) и Апокалипсису (Откр. 4:6–8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки – с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея – с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка – с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».
ИСТОРИЯ ОБРАЩЕНИЯ КО ХРИСТУ ЕВНУХА ЦАРИЦЫ ЭФИОПСКОЙ
Христианское просвещение Эфиопии началось с Крещения евнуха царицы Кандакии. О его обращении ко Христу рассказывают Деяния апостолов (8:27–39). Евнух был «боящимся Бога», то есть жил по десяти заповедям, не соблюдая обрядовую часть закона Моисеева. Евнух не мог войти в избранный народ, так как не мог принять обрезание. Но в Церкви нет таких ограничений, и Господь это показал. По преданию, евнуха звали Аетий. Он возвращался из Иерусалима, когда в его колесницу, по велению Духа Святого, сел диакон Филипп. Евнух читал Книгу пророка Исаии, и Филипп спросил его, понимает ли он, что читает. Исаия же почитается как «пятый евангелист»: нет у пророков более подробного и точного описания страданий Мессии. Филипп объяснил Аетию, что написанное относится к Иисусу из Назарета. Евнух уверовал и тут же захотел принять Крещение. Они остановились у воды, и Филипп крестил его. Не будучи одним из двенадцати апостолов, Филипп не мог возложить на него руки и даровать Духа, но Дух Святой Сам сошёл на евнуха.