Седмица 16-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
4:30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
4:31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
5:1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
5:2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
5:3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
5:4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5:5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
5:6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
5:7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
5:8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
5:9 Малая закваска заквашивает все тесто.
5:10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Евангелие от Марка
6:54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,
6:55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
6:56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
7:1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
7:2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
7:3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
7:4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
7:5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
7:6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7:7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Внутренняя духовная опустошенность – одна из главных бед современного человека. «Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить», – предупреждал еще в начале минувшего столетия святитель Николай Сербский, известный архипастырь, богослов и духовный наставник. Как часто в погоне за миражами и мнимыми ценностями люди растрачивают силы, истощают жизненные ресурсы, наносят вред не только окружающим, но и своей собственной душе. Задача Церкви – остановить этот бессмысленный бег на месте, помочь человеку правильно сориентироваться, указать на его ошибки и вывести на спасительный путь.
Предания старцев. Полемика с книжниками и фарисеями
Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Мк. 6:54 – 7:8
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, как люди «обежали всю окрестность», чтобы принести к Иисусу больных.
Нигде и никогда не было зафиксировано такого количества массовых исцелений, как в Евангелиях. За Иисусом ходили толпы людей — иногда их бывало по 4-5 тысяч. Если учесть мнения ученых о том, что все население Палестины в те времена составляло около полутора миллионов человек, а население таких городов, как Назарет, состояло из 35 семейств, можно себе представить, что посещение Иисусом того или иного города становилось событием, о котором знали все. Иногда, по-видимому, целые города пустели, работы прекращались, если люди тысячами шли за Иисусом в пустыню или на гору, куда Он их вел для того, чтобы отвлечь от обычных дел и заставить услышать слово Божие. Но именно чудеса и исцеления, совершаемые Им в массовом порядке, привлекали к нему народ — в большей степени, чем Его проповеди.
Масштаб описываемых исцелений контрастирует в сегодняшнем Евангелии с мелкими придирками фарисеев, которые спрашивают Иисуса: «зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?».
Полемика Иисуса с фарисеями очень часто вращалась вокруг представления о чистоте и святости. Некоторые роды пищи считались нечистыми: их список содержится в Книге Левит; если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Фарисеи считали себя «отделенными» от обычных людей, не такими, как прочие (Лк. 18:11). «Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей».
Из этого и складывался тот «кодекс святости», на котором фарисеи строили все свое благочестие.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ МУРИНА
Преподобный Моисей Мурин (IV век), эфиоплянин, занимался разбоем. Когда, по милости Божией, он покаялся, то стал иноком. Борьба со страстями заняла многие годы. Особо долго он боролся с блудной страстью. К посту и молитве преподобный Моисей добавил ещё одно делание: по ночам обходил пустынников, собирал их водоносы, наполнял водой и ставил у входа в келлии. Когда Господь освободил его от страсти и послал его душе мир и трезвенность ума, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера. Когда ему было 75 лет, он предупредил иноков, что скоро на монастырь нападут разбойники, и благословил всех уйти. Сам же остался, сказав, что много лет ждал исполнения слов Христа: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф. 26:52). Напавшие разбойники убили святого Моисея и оставшихся с ним шесть иноков.
ВРАЗУМЛЕНИЕ НЕВЕРУЮЩЕГО В СВЯТОСТЬ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА
В 1711 году в Почаев пришёл некто пан Каминский из Брацлава с двумя своими братьями и попросил игумена Иосифа Добрянского разрешить им помолиться в храме. Брат Каминского, Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и втайне укорил иноков за то, что они ради корысти «одного из старцев усушили, дабы прельщать людей и собирать сокровище ». Затем, «выслушав службу Божию, братья пошли в дом свой до веси, называемой Залесцы». В ту же ночь Каминский был разбужен необыкновенным криком Владислава: «Отселе уже не буду!» В недоумении он разбудил брата и спросил его, почему он так кричит и чего боится. «Или ты не видишь, – отвечал ему Владислав, – этого страшного старца, палицей грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о святых Божиих? Спасите меня из рук блаженного Иова Железа!» На другой день братья снова прибыли в Почаевскую обитель и здесь, усердно помолившись у раки преподобного о прощении своих грехов, клятвенно засвидетельствовали это событие пред игуменом.