Седмица 11-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
4:14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
4:15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
4:17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
4:18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Евангелие от Матфея
24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
24:28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
24:29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
24:30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
24:32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
24:33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
24:43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
24:44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
24:45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
24:46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
24:47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
24:48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
24:49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
24:50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
24:51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Все пройдет – и беды, и скорби, и конфликты. Все пройдет – и попытки разрушить веру, исказить ее, оторвать людей от Бога, вновь поставить их в позицию богоборцев, не принимающих Бога и не желающих Его слушать. Все пройдет. И в завершение истории – торжество веры. Это торжество будет на грани истории и метаистории, начала вхождения Божиего Царства во всё творение и преображения тварного мира по закону устроения райской жизни – той самой, которую через грех потеряли люди. Пусть опыт духовного поиска откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос.
О кончине века (продолжение)
Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Мф. 24:27-33: 42-51
Сегодня мы продолжаем чтение пророчеств о втором пришествии Иисуса.
Подобно тому, как в книгах ветхозаветных пророков один временной пласт накладывается на другой, а события, относящиеся к истории Израильского народа, становятся прообразами событий всемирной истории, в речи Иисуса несколько временных пластов налагается один на другой, а бедствия, которые выпадут на долю народа Израильского при взятии Иерусалима римлянами, прообразуют бедствия и скорби, которые будут испытывать все люди на земле перед концом света.
Именно так речь Иисуса была воспринята в раннехристианской традиции. Известно, что сразу после того, как Иисус воскрес и вознесся на небо, ученики начали ожидать Его второе пришествие. Кому-то казалось, что оно может наступить совсем скоро.
Своих учеников Иисус призывает не высчитывать «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7), но пребывать в состоянии духовного бодрствования. Именно этот призыв является лейтмотивом трех притч, следующих в Евангелии от Матфея за предсказанием о втором пришествии, и в частности читаемой сегодня притчи о благоразумном рабе.
Эта притча построена по иному принципу, чем многие другие притчи, в которых добрый противопоставляется злому, мудрый неразумному, верный неверному. Здесь один и тот же человек выступает в двух ролях: положительной и отрицательной. При этом положительная роль с самого начала приписывается ему («блажен тот раб...»), тогда как отрицательная носит скорее гипотетический характер («если же раб тот...»). Наказание, которому господин подвергнет злого раба, согласно версии Матфея, ждет и «лицемеров»: этим термином Иисус обычно обозначал фарисеев и книжников.
Время, в которое жил Иисус, отнюдь не было временем массового неверия: Его современники и соотечественники признавали существование Бога. Это не помешало значительной части еврейского народа не распознать в Нем обетованного Мессию, не откликнуться на Его призыв к покаянию, а религиозно-политической верхушке народа — открыто противостать Ему и добиться для Него смертного приговора у римской власти. Его первое пришествие разделило народ Израильский на две неравные части: уверовавших в Него и оставшихся равнодушными к Его проповеди, либо противоставших ей. Его второе пришествие проведет окончательную разделительную линию между теми, кто, вне зависимости от этнической принадлежности или социального положения, исполнял волю Божью, и теми, кто, подобно злому рабу, строил свою жизнь так, будто Бога не существует.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗБРАНИЕ СЕМИ ДИАКОНОВ В АПОСТОЛЬСКОЕ ВРЕМЯ
Первохристианская община в Иерусалиме состояла из уверовавших палестинских евреев, а также эллинистов – евреев и прозелитов, живших в языческих странах и пришедших в Иерусалим. Вначале жизнь общины управлялась апостолами, но, по занятости проповедью и по причине многолюдства, им не всегда удавалось уделить должное внимание некоторым вопросам. Когда эллинских вдовиц расстроило неравномерное распределение материальной помощи, апостолы избрали семь мужей (диаконов, то есть «служителей») специально для решения хозяйственных вопросов. Были избраны мужи, «исполненные Духа Святого и мудрости» (Деян. 6:5): Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец. По преданию, один из семи – Николай – позже отпал от Христа и стал основателем секты николаитов, упоминаемой в Апокалипсисе.
АНГЕЛЫ ПРОГОНЯЮТ РЫБАКОВ С СОЛОВЕЦКОГО ОСТРОВА
Когда преподобные Савватий и Герман поселились на Соловецком острове, прибрежные жители были недовольны, считая себя владельцами островов Белого моря. По общему совету, один рыбак с женой приплыл на остров и поселился недалеко от иноков. Однажды воскресным утром преподобный Савватий услышал плач. Думая, что это мечтания, он вернулся в келлию и рассказал о плаче преподобному Герману. Преподобный Герман, выйдя из келлии, также услышал стоны и крики и, дойдя до места, откуда они раздавались, нашёл плачущую женщину. Она рассказала ему следующее: «Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня двое светлых юношей. Схватив, они били меня прутьями, говоря: “Уходите с этого места, вам нельзя здесь жить, потому что оно предназначено для проживания иноков”, после чего сделались невидимы». Герман, вернувшись, передал Савватию слышанное от женщины, и оба прославили Бога. А рыбак с женой, устрашённые видением, покинули остров. С этого времени никто из мирских людей не дерзал селиться на острове.