Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
11:2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
11:3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
11:4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,- то вы были бы очень снисходительны к тому.
11:5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
11:6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
Евангелие от Луки
9:1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
9:2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
9:3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
9:4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
9:5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
9:6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное — всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы для него сделать, то это не любовь... Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос.
Отправление двенадцати на проповедь
Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Лк. 9:1-6
В сегодняшнем евангельском чтении Господь, собрав двенадцать учеников, дает им поручение проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
«В этот раз только по Палестине, — объясняет святитель Феофан Затворник, — а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит».
В начале сегодняшнего евангельского чтения говорится о том, как ученики Иисуса были наделены властью исцелять болезни и изгонять бесов. Иисус неоднократно говорил о Своей власти ученикам, и они понимали, что речь идет о власти, полученной непосредственно от Бога. Власть Иисуса обладает целительной силой, и эту власть Он передает ученикам.
Иисус дает ученикам и ряд практических советов. Эти простые советы указывают, прежде всего, на добровольный характер принятия проповеди апостолов о Царстве Небесном и на то, что каждый человек, слыша эту проповедь, сам делает выбор либо в пользу Царства Божия, либо в пользу мира сего. В частности, Иисус даёт заповедь о нестяжании (Лк. 9:3–4). Однако на практике буквальное понимание Его слов означало бы, что Он требовал от Своих учеников ходить босиком и запрещал им употреблять даже посох. Думается, ближе к реальности понимание, что Иисус запрещает ученикам иметь при себе полный «дорожный набор», включающий сумку с деньгами, однако не призывает к чрезмерному аскетизму.
Миссия апостолов должна была быть проникнута мыслью о временном характере земных благ, символизировать готовность последовать зову Господа в любой момент. Так они и поступают: по призыву Иисуса они отправляются на проповедь, готовые исполнить то, что Он заповедал им.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ
Великомученица Параскева была наречена в честь дня Крестных страданий Господа Иисуса Христа. «Родители мои, – объясняла сама мученица, – шестой день всегда чтили постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он положил за нас на Кресте Свою жизнь. Бог даровал им плод честного их супружества – меня, недостойную Свою рабу, – в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, вот я и именуюсь Параскевой, я – общница Страстям Христовым». Святая Параскева оправдала надежды своих родителей и запечатлела свою веру страданиями за Имя Господа Иисуса Христа. Святая Параскева особо почитается русским православным народом.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ ОБ ОБЫЧАЕ МОЛИТВЫ ЗА УСОПШИХ
Моление за усопших издревле существовало в Церкви не как член веры и строгая заповедь, но как благочестивое предание и обычай, поддерживаемый свободным послушанием веры и частными духовными опытами. Благодать даяния, пишет сын Сирахов, пред всяким живым да будет, и над мертвецом не возбрани благодати. Если «благодать даяния» – это дар алтарю, то слова эти значат: принеси жертву по усопшем или молись за усопшего. Если же «благодать даяния» – это благотворение бедному, то эти слова будут значить: подай милостыню в память усопшего. Обе мысли предполагают, что живущий может и должен делать добрые дела ради усопшего. В истории Маккавеев находим именно жертву и молитву за усопших (2 Мак. 12:39–46). С тех пор как образовалось общественное христианское богослужение, моление за усопших вошло в оное. Свидетельствуют о сем все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии святого Иакова, брата Господня. Посему нет сомнения, что моление за усопших есть предание апостольское.