Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
2:25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
2:26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
2:27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
2:28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
2:29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
2:30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
Евангелие от Луки
6:46 Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что́ Я говорю?
6:47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
6:48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
6:49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
7:1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
Церковь стремится помочь каждому человеку приблизиться к Божественному Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божиему закону, приближая земной, тварный мир к миру небесному, стремясь, чтобы земной мир в полной мере отражал в себе Божественную славу. И нет никакой другой цели церковного служения, как нет никакой иной конечной цели для человека, кроме достижения Царствия Божия, лицезрения этого Царствия, подчинения его законам.
Дом на камне и дом на песке
Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что́ Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
Лк. 6: 46 – 7: 1
Притча в завершение длинного поучения — характерный для Иисуса прием. Сегодняшнее Евангелие завершается притчей о доме на камне и доме на песке, которая становится эпилогом Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея и Проповеди на равнине в Евангелии от Луки. При этом эпилог не столько суммирует ее общий смысл, сколько разъясняет, как сказанное может быть применено к жизни. Главная мысль притчи о доме на камне и доме на песке заключается в том, что недостаточно слушать слова Иисуса: самое важное — их исполнять. Подобные приемы нередко используются в риторике: завершая выступление, оратор не столько подводит итог, сколько обращает внимание на практическое применение сказанного.
Один строитель копает, углубляется и кладет основание на камне, а другой строит на земле без фундамента. Матфей дает более обобщенный образ: о фундаменте ничего не говорится, и разница между двумя строителями заключается не столько в использовании разных строительных технологий, сколько в выборе разных мест для строительства — один созидает на твердой почве, другой на зыбкой. Смысл притчи, впрочем, от этого не меняется. Характерный для семитской речи параллелизм, выражающийся в повторении всего, что относится к положительному персонажу, применительно к отрицательному, но только с обратным знаком, сохранен также и в изложении Луки.
Положение притчи о доме на камне и доме на песке в конце проповеди схоже с целым рядом ветхозаветных текстов, имеющих программный характер, завершающихся альтернативой: выполнять содержащиеся в этих текстах увещания и получить благословение, или не выполнять и получить проклятие.
Божественный творческий процесс, начавшийся с сотворения мира, не прекращается на земле, и земное служение Сына Божия является его прямым продолжением. Сын Божий пришел для того, чтобы исполнить волю Отца — совершить дело, которое Отец поручил Ему (Ин. 17:4). Но и у ученика Иисуса есть свое дело: оно заключается в том, чтобы веровать в Иисуса. Вера же предполагает не только убежденность в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, но и воплощение в жизнь того, чему Он научил Своих последователей. Исполнять слова Иисуса — значит исполнять волю Бога Отца. Тот, кто не только слушает, но и исполняет, подобен человеку, построившему дом на твердом основании.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИППОЛИТ РИМСКИЙ (II–III ВВ.) ОБ ОБЫЧАЕ МОЛИТЬСЯ В ПОЛНОЧЬ
В полночь, вставая, умой руки водой и помолись. Если же и твоя жена с тобою, то молитесь оба вместе: если же она ещё язычница, то, удаляясь в другую комнату, помолись и снова возвращайся в свою постель. Не будь ленивым к молитвам. <…> Ибо и старцы, которые передали нам, наставили нас в том, что в этот час всё творение утихает на какое-то мгновение, чтобы прославить Господа: звёзды, деревья и воды останавливаются на одно мгновение, и весь сонм Ангелов служат Ему в этот час и хвалят Бога вместе с душами праведников. Вот почему верующие должны в этот час спешить помолиться. Свидетельствуя же об этом, Господь так сказал: «Вот слышен в полночь крик говорящих: Вот жених идёт, вставайте навстречу Ему» (Мф. 25:6). И продолжает: «поэтому бодрствуйте, ибо не знаете часа, когда Он придёт» (Мф. 25:13).
«ЛУГ ДУХОВНЫЙ» ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МОСХА О ПОСЛУШНОМ УЧЕНИКЕ
В Финикии в предместье города Птолемаида жил великий старец, ученик которого Иоанн особенно отличался послушанием. Однажды авва послал его на работу и дал хлеба для подкрепления сил. Ученик ушёл и, исполнив работу, возвратился, не дотронувшись до хлеба. Старец спросил: «Отчего же ты, чадо, не вкусил данный тебе хлеб?» Ученик ответил: «Прости меня, отче. Отпуская меня, ты не благословил и не дал мне повеления вкусить пищи, потому я и не ел». После кончины аввы преподобный Иоанн постился сорок дней, после чего получил откровение: «На какого больного ты ни возложишь руки, он исцелится». Ближайшим же утром к Иоанну пришёл человек с тяжело больной женой и умолял исцелить её от рака груди. Преподобный Иоанн отказывался, говоря, что он грешный человек и недостоин совершать такие дела. Но так как муж просил неотступно, Иоанн помолился о больной. Как только он осенил её крестным знамением, женщина получила исцеление. С той поры Бог явил чрез него множество чудес и при жизни, и по смерти его.