Седмица 11-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
4:2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
4:3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4:4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
4:5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса,
4:6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея
24:13 претерпевший же до конца спасется.
24:14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
24:15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
24:16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
24:17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
24:18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
24:19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
24:20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
24:21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
24:22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
24:23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24:24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
24:25 Вот, Я наперед сказал вам.
24:26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;
24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
24:28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Крепко запомним великую и вечную мудрость: зло наказуемо. И всякий раз, когда мы стремимся урвать свой кусок от общего каравая обманом ближнего, когда с преступным безразличием относимся к своей работе или служебному долгу, когда бездумно засоряем наши города, села, леса и водоемы, когда с легкостью обвиняем другого в своих личных и общих бедах, когда все средства считаем допустимыми, дабы захватить или удержать власть, забывая, что смыслом власти является служение людям, тогда мы обрекаем себя на боль и страдание, а общество – на распад и разложение.
О кончине века
Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", —не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах", — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Мф. 24: 13–28
В сегодняшнем фрагменте из Евангелия от Матфея мы читаем предсказания о втором пришествии Иисуса и о кончине века. Ученики Иисуса связывали разрушение Иерусалима с этими предсказаниями.
Однако следует понять: увязывал ли Сам Иисус эти события? Считал ли Он, что сразу же за разрушением Иерусалима или вскоре после этого наступит конец человеческой истории? Уже давно было высказано предположение о том, что Иисус видел Себя эсхатологическим пророком, пришедшим на короткое время перед концом света: этим якобы и обусловлен радикализм Его проповеди. Такой взгляд на Иисуса последовательно отстаивал Альберт Швейцер, чье влияние на развитие новозаветной науки в ХХ веке было весьма значительным. Насколько, однако, справедлив такой взгляд?
С одной стороны, Сам Иисус ясно указывает, что Он как Сын Божий не знает часа конца света: этот час находится в руках Божьих, и наступление его может быть скорым. С другой — дальнейшая речь содержит целый ряд указаний на события, которые должны развертываться на определенном, возможно, весьма значительном промежутке времени. Прежде всего, на это указывает предостережение против тех, кто будет выдавать себя за Христа. Затем говорится о войнах, военных слухах, гладах, морах и землетрясениях, но все это описывается как «начало болезней». Предсказываются гонения на христиан, пришествие многих лжепророков, наступление времен, когда «во многих охладеет любовь». Все это, как кажется, может потребовать весьма значительного времени.
Самое же главное указание на временной промежуток между событиями ближайшего и событиями отдаленного будущего содержится в словах: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Именно эти слова содержат то условие, без которого конец мира не наступит. После Своего воскресения, отправляя учеников на проповедь, Иисус скажет им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Евангелие должно быть проповедано «всем народам», «всей твари», и, может быть, именно с этой целью Бог будет продлевать историю человечества — для того, чтобы никто из живущих на земле не остался незатронутым проповедью Евангелия.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ДЕТСТВО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА
Святой Пантелеимон родился в III веке от Рождества Христова в городе Никомидия. В это время Римской империей управлял Максимиан (284–305), преследовавший христиан. Пантелеимон родился в знатной семье. Отец его был язычником, а мать, Еввула (с греческого «благосоветная»), была христианкой. При рождении мальчика назвали Пантолеоном, что означает «во всём лев». Позже Пантолеона стали называть Пантелеимоном («всемилостивый»). Блаженная Еввула научила сына любить Христа и быть сострадательным. После её смерти отец отдал Пантолеона в одно из лучших языческих училищ, которое тот успешно окончил и далее стал учиться врачебному делу у знаменитого врача Евфросина. Овладев врачебным искусством, Пантелеимон мог стать придворным врачом, однако выбрал христианское служение.
ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ МЕЧЁВ О СПАСИТЕЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ
В церкви мы часто слышим: «Святым Духом всяка душа живится», и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Духа Святого. Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная скверна отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознёсшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, – усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати.