Седмица 7-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
21:9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
21:10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
21:11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
21:12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
21:13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
21:14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Евангелие от Иоанна
14:27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
14:28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
14:29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
14:30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
14:31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
15:1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
15:2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
15:3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
15:4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
15:5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
15:6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
15:7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.
Если мы начнем воспитывать себя в хранении уст, в духе бдения относительно произносимых нами слов, то с легкостью избежим соблазна неправды и обмана. Ибо вместо произнесения лживых слов будем в нашем противостоянии греху облекаться в молчание. И если правда будет сопровождать нашу жизнь, если все наше существование будет покорно закону правды, то это будет означать, что мы исполняем заповедь Божию. И все остальное нам приложится. Как говорят в народе: «Живи не ложью — выйдет по-Божьи», потому что Бог есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Отказываясь от лжи, мы тем самым отрицаемся диавола.
Иисус оставляет мир ученикам
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.
Ин. 14:27-15:7
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — говорит Иисус Своим ученикам. Седьмая заповедь Блаженств из Нагорной проповеди гласит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Эта заповедь далее расшифровывается в словах: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25); «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39); «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Иисус призывает к последовательному миротворчеству, к непротивлению злу насилием, к воздержанию от ответных действий при нанесении ущерба или оскорбления.
Но откуда человеку черпать внутренние силы для того, чтобы не отвечать злом на зло, оскорблением на оскорбление, насилием на насилие? Из того мира, источником которого является Сам Господь. Этот мир Иисус «оставляет» ученикам; мир, принадлежащий Ему, Он «отдает» им. Они становятся полноправными наследниками и обладателями мира, которым Он обладает в Самом Себе.
Природа этого мира иная, чем тот мир, который возможен в условиях человеческого общества. Мир среди людей — это перемирие между ссорами, конфликтами, междоусобицами, войнами. Мир, которым обладает Бог и который Он преподает Своим ученикам, имеет вечную природу, как и все другие качества и свойства Бога. Будучи преподан людям как сверхъестественный дар, он становится в них тем внутренним качеством, которое позволяет им не отвечать злом на зло, любить врагов, благословлять ненавидящих, молиться за обижающих. В сердце миротворца, каким заповедано быть ученику Иисуса, проклятие, посылаемое извне, призвано превратиться в благословение, посылаемое в ответ, вражда должна обратиться в любовь, ненависть — в благословение, обида — в молитву.
Но если для Бога мир — естественное свойство, то для человека такой мир — сверхъестественный дар, получаемый вместе с Иисусом, когда Он вселяется в человека. Этого мира невозможно достичь без единства с Иисусом. В сегодняшнем же чтении мы слышим, что Христос говорит о себе как о виноградной лозе и Отце как виноградаре. А Церковь Свою он уподобляет ветвям винограда. В святоотеческой традиции одним из толкований образа лозы и ветвей служит символ единства Церкви как «одного тела во Христе», состоящего из многих членов (Рим. 12:4–5).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
Когда святой апостол Иоанн обходил города Азии, то в одном из них увидел юношу, расположенного душой к доброму делу; апостол научил и крестил его, а затем поручил епископу. Но епископ не заботился о нём, как должно было, и юноша, совратившись, стал предводителем шайки разбойников. Узнав об этом, святой апостол Иоанн пошёл искать юношу к разбойникам, которые отвели апостола к своему предводителю. Увидев святого старца, юноша устыдился и попытался скрыться, но Иоанн побежал за ним, вопия: «Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своём; грехи твои я приму на себя». Тронутый теплотой любви, юноша припал к ногам святого апостола, не смея взглянуть ему в лицо, а святой Иоанн отечески обнимал его и увещевал. Впоследствии юноша покаялся и исправил свою жизнь.
ЧУДО СО СВЯТЫМИ ТАИНАМИ В РИМЕ
Некая женщина, очень известная в Риме, принесла просфоры к Божественному алтарю; в это время Божественную литургию совершал сам святой Григорий Двоеслов, папа Римский. Когда он преподавал людям Божественное Причастие, женщина тоже приступила причаститься Святых Таин. Но, услышав слова Григория: «преподаётся Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», засмеялась. Тогда святой папа, задержав свою руку, спросил её: «Чему же ты смеёшься?» Женщина ответила: «Мне странно, владыка, что хлеб, который я испекла из муки своими руками, ты называешь Телом Христовым». Святой, видя её неверие, помолился Богу, и тотчас же хлеб, по своему виду, преложился в человеческое тело. И это окровавленное человеческое мясо видели не только эта женщина, но и многие присутствовавшие в церкви люди. После этого святой папа снова помолился, и вид тела человеческого опять претворился в хлеб. Тогда женщина причастилась с великим страхом и твёрдою верою, приняв хлеб как Тело Христово, а вино – как Кровь Христову.