Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния, говорит, что самое сильное средство для преодоления уныния – молиться. Молиться Богу вопреки, может быть, всё возрастающему нежеланию это делать. Представьте, как человек на морозе, замерзая в снегу, вначале страдает от ужасного холода, который сковывает все его состояние, а в какой-то момент ему вдруг перестает быть холодно. Он погружается в состояние расслабленности, сна, и если в этот момент его не разбудить, не встряхнуть, не поставить на ноги, не вернуть к сознанию, то он непременно умрет. У него потеряна сопротивляемость, он не может больше бороться за свою жизнь. Вот то же происходит с человеком, который впадает в уныние. А потому святой преподобный Ефрем Сирин и настаивает на необходимости именно во время таких душевных испытаний заставлять себя молиться, обращаться к Богу с дерзновением, просить у Него помощи, чтобы не заснуть греховно, чтобы не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти.
СТРАДАНИЕ МУЧЕНИКА ТЕРЕНТИЯ И ЕГО ДРУЖИНЫ
Во время правления императора Деция (249–251) по его указу по всей Римской империи под угрозой мучений христиан стали принуждать приносить языческие жертвы. В римской провинции Африка (территория нынешнего Туниса) 40 христиан во главе с Терентием не подчинились указу императора и мужественно заявили о своей вере во Христа. Ни уговоры, ни пытки не поколебали мучеников, и Господь их укреплял и помогал. По их молитве идолы, которым христиан заставляли приносить жертвы, упали, а языческий храм разрушился. Ангел Божий питал их в темнице. Змеи, которых натравили на мучеников, не причинили им вреда. Не добившись желаемого, мучители в бессильной ярости обезглавили святых мучеников. Души страдальцев вознеслись к Богу, а их тела были взяты оставшимися христианами и погребены с честью.
ПОЯВЛЕНИЕ ВОРОТНИКА НА ФЕЛОНИ И СУЛКА НА ЖЕЗЛЕ В РОССИИ
У русской фелони, в отличие от гре‑ ческой или грузинской, сзади имеется стоячий воротник. Его появление вызвано тем, что до XVII века русские храмы зи‑ мой не отапливались и воротник защищал священника от холода и сквозняка. С холодным климатом связано и появление на архиерейском жезле сулка, специального четырёхугольного тканевого плата, сложенного вдвое и подвязываемого под поперечную перекладину жезла. Богослу‑ жебные жезлы чаще всего делались из метал‑ ла, а архиереям приходилось долго служить в холодном храме и на улице, например, освя‑ щать воду в праздник Крещения Господня. Поэ‑ тому в середине XVII века был придуман сулок, который не встречается нигде, кроме Русской Православной Церкви. Его нижняя часть отде‑ ляла пальцы епископа от холодного металла, а верхняя – прикрывала руку от мороза. С те‑ чением времени сулки стали произведением церковного искусства, а иногда и наградой иерарху. Сегодня сулки есть абсолютно у всех русских архиереев, а жезл без сулка – отличие и привилегия Патриарха.