Седмица 3-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
6:10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
6:11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
6:12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
6:13 И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
6:14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
6:15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
6:16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
6:17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
6:18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
6:19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
6:20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].
6:21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
6:22 И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.
Книга Притчей Соломоновых
8:1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
8:2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
8:3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
8:4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
8:5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
8:6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
8:7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;
8:8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
8:9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
8:10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
8:11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
8:12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
8:13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
8:14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
8:15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
8:16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
8:17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
8:18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
8:19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
8:20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
8:21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
На 6-м часе
Книга пророка Исайи8:13 Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!
8:14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
8:15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
8:16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".
8:17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
8:18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
8:19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
8:20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
8:21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
8:22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
9:1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
9:2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
9:3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
9:4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
9:5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
9:6 Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.
9:7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Как можно воспитать в себе кротость? Никакими волевыми усилиями, никакими попытками придать лицу спокойное выражение достичь кротости невозможно, потому что кротость – это характеристика не внешнего вида человека, а его внутреннего состояния. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о том, как воспитать кротость, говорит: «Нужно постоянно сознавать свою греховность». И может быть, чем успешнее, чем талантливее человек, чем сильнее он отличается от других, тем больше он должен думать о своих грехах и осознанием своего несовершенства уравновешивать и свои способности, и свою непохожесть.
МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА ОБ ИМПЕРАТОРЕ ТРАЯНЕ
В некоторых ранних житиях святителя Григория Двоеслова, папы Римского (VI–VII века), есть рассказ о том, как душа язычника и гонителя Церкви римского императора Траяна была «крещена» в аду слезами святителя. Траян досаждал Церкви Христовой, однако он совершил одно дело милосердия – заступился за бедную вдову, о чём стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошёл в церковь и молился со слезами за душу императора-гонителя до тех пор, пока не был услышан. «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещён, ибо без Крещения никто не узрит Бога, а третий вид Крещения – это крещение слезами», – говорят авторы жития. Впрочем, после этой молитвы святитель Григорий получил откровение от Бога больше так не делать и в другой раз не молиться о нечестивом.
НАПЕРСНЫЙ СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ КРЕСТ
До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. В конце XVIII – начале ХIХ веков в особых случаях крестами стали награждать и священников. Указом Святейшего Синода от 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Иногда «кабинетными» крестами награждались заслуженные священники внутри страны. Примерно в это же время появился современный крест с украшениями, которым архиереи награждали клириков своих епархий. Наконец, в 1896 году в качестве «знака отличия всякого священника и иеромонаха» Николай II ввёл в обиход священнический наперсный крест. Этот привычный нам серебряный крест восьмиконечной формы с тех пор возлагается на каждого священника при архиерейской хиротонии. С годами и заслугами он, по воле епископа, может быть заменён четырёхконечным золотым крестом, а тот, в свою очередь, крестом с украшениями. Патриарх лично от себя может наградить священника дополнительным крестом.