Седмица 37-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
4:2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
4:3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4:4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
4:5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
4:7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
4:8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
4:9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
4:10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
4:11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Евангелие от Марка
12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
12:31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
12:32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
12:33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
12:34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
12:35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
12:36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
12:37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Вопрос о первейшей заповеди
Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Мк. 12: 28-37
Законник из сегодняшнего евангельского чтения предстает скорее как положительный персонаж и за свой разумный ответ получает от Иисуса похвалу.
Из всего многообразия ветхозаветных предписаний, знатоками которых были фарисеи и законники, Иисус извлекает самую суть, сердцевину. Все остальное, в том числе «малейшие» заповеди, о которых говорится в Нагорной проповеди, подвешено к этим основополагающим и фундаментальным духовно-нравственным императивам. Иисус часто критикует фарисеев за то, что, погруженные в мелочный формализм, они оставляют «важнейшее в законе» (Мф. 23:23). Этим важнейшим — квинтэссенцией всего закона и пророков — и оказываются две процитированные заповеди.
О взаимосвязи между двумя заповедями в контексте взаимоотношений между Иисусом и ветхозаветным законом говорит Иоанн Златоуст: «„Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой и взаимно поддерживается ею... Итак, если любить Бога — значит любить ближнего... а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: „на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки“... Будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти настолько же важную, как и первая: хотя она и называется второй, но подобна первой... Таким образом Спаситель доказал, что Он повинуется и закону, и пророкам».
Цитируя слова царя-псалмопевца, Иисус спрашивает иудеев: «Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:44–45; Мк. 12:36–37; Лк. 20:42–44). Уже в псалмах имя «Господь» указывает и на Бога, и на обетованного Мессию. В речи Иисуса имя «Господь» трактуется как указывающее на божественность его носителя и применяется Им к Самому Себе.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ РИМЛЯНЫНИ
Преподобная Ксения (в миру Евсевия) была дочерью римского сенатора. Она стремилась к иночеству, но понимала, что если останется в родительском доме, то ей нужно будет вступить в брак. Поэтому она совершила побег и на корабле направилась в город Миласс в Кесарии. По дороге святая познакомилась с игуменом миласского Андреевского монастыря Павлом и изменила своё имя с Евсевии на Ксению. Купив в Милассе землю, святая основала там монашескую общину и возвела храм во имя святого мученика Стефана. Отец Павел, видя усердие Ксении к иноческим трудам и к помощи бедным, больным и скорбящим, посвятил её в диаконисы. Духовным наставником преподобной Ксении стал преподобный Евфимий Великий. Кончина святой (457) была отмечена явлением в небе сияющего венца, который сопровождал её тело до момента погребения.
ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ ДИВЕЕВСКИХ СЕСТЁР
Дивеевской общине преподобный Серафим дал правило, преподанное ему Пресвятой Богородицей, в дополнение к утренним и вечерним молитвам. Правило начиналось с молитвы «Достойно есть», затем трижды «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся»; Символ веры, два поясных поклона с молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»; поклон поясной с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных»; два поясных поклона с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй мя грешную!» и поясной поклон с молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй нас грешных». Затем, стоя на коленах, двенадцать поясных поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных» и двенадцать поясных поклонов с молитвою: «Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» До обеда следовало читать про себя молитву Иисусову, а после обеда: «Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси нас!»