Неделя 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
21:1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
21:2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
21:3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
21:4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
21:5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
21:6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
21:7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.
21:8 А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
21:9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
21:10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
21:11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
21:12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.
21:13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
21:14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Послание апостола Павла к Галатам
2:16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
2:17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
2:19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
2:20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Евангелие от Луки
8:41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
8:42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
8:43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
8:44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
8:45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
8:46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
8:47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
8:48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
8:49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
8:50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
8:51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
8:52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
8:53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
8:54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
8:55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
8:56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Проповедь о Христе, свидетельство о Христе всегда связаны с уровнем собственной религиозности проповедующего, потому что ничто не убеждает так, как личный опыт человека. Если вы в разговоре с современным неверующим человеком будете приводить по схоластической богословской схеме так называемые доказательства бытия Божия, то в лучшем случае он плечами пожмет. А вот если вы будете говорить ему, что такое молитва в конкретных ситуациях, в которых этот человек оказывается, то не исключено, что он поймет, что молитва – это великая сила, способная в тот момент, когда проваливаешься в жизненную трясину, оказаться твердой почвой и спасти от гибели.
Воскрешение дочери Иаира
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Лк. 8: 41-56
В сегодняшнем евангельском чтении содержится описание двух чудес: воскрешения дочери Иаира и исцеления кровоточивой женщины. История исцеления женщины, страдавшей кровотечением, вставлена в историю воскрешения дочери Иаира.
Рассказ начинается с того, что к Иисусу подходит один из начальников синагоги и говорит о том, что его дочь находится при смерти. Иисус с учениками отправляется вместе с ним; за Иисусом идет толпа, которая теснит Его. В этой обстановке и происходит чудо исцеления кровоточивой женщины. Несмотря на упоминание о многочисленных врачах, на которых женщина издержала все свое состояние, мы ничего не знаем о причинах ее болезни. Некоторые древние толкователи намекали на то, что причиной болезни могли быть какие-то грехи. Некоторые современные комментаторы уточняют, что оно могло быть следствием сделанного когда-то аборта. В то же время, ни в одном из Евангелий нет никакого намека на виновность женщины в болезни, от которой она страдала.
Как и в других случаях, Бог действует совместно с человеком: синергия двух сил — исцеляющей силы Божией и силы твердой веры человека — совершают чудо. Говоря об этой синергии, преподобный Ефрем Сирин использует такую поэтическую метафору: «Женщина дала взаймы Христу веру, а Христос в уплату займа возвратил ей здоровье».
Рассказ о воскрешении дочери Иаира в версии Луки (Лк. 8:41–42, 49–56) содержит уточнение: у Иаира «была одна дочь». Другие Евангелисты не упоминают о том, что речь идет о единственной дочери. Между тем, для эпохи, когда большинство семей были многодетными, такие детали немаловажны: единственный сын или единственная дочь — предмет особой заботы родителей. Иаир — один из немногих персонажей евангельской истории, который у двух Евангелистов (Марка и Луки) назван по имени. Вряд ли имеет смысл искать причину этого в предполагаемом значении его еврейского имени. Скорее, он мог быть назван по имени потому, что был известен раннехристианской общине: возможно, после воскрешения дочери он примкнул к ученикам Иисуса.
Лука, описывая чудо воскрешения девочки, употребляет выражение: «и возвратился дух ее». Это выражение, отсутствующее у других Евангелистов, может указывать на то, что девочка начала дышать, и свидетельствует о желании Луки с максимальной медицинской точностью передать процесс возвращения умершей к жизни. В то же время, более вероятно, что под возвращением духа в тело Евангелист понимал возвращение умершей к жизни.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПОКАЯНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ИГНАТИЯ НОВОГО
Преподобномученик Игнатий, болгарин, юношей удалился в монастырь Иоанна Рыльского, где прожил шесть лет. Опасаясь призыва в турецкую армию для подавления бунта в Сербии, он «спешно, ради пострига монашеского» бежал на Афон. По дороге его схватили турки, и, после истязаний, он дал обещание принять ислам. Освободившись от уз, Игнатий стал иноком Святой Горы, но своего обещания «потурчиться» не мог вспомнить «без слёз и душевных страданий» и решил искупить его муками за святую веру. В 1814 году он оставил Афон и прибыл в Константинополь, где на заседании суда всенародно объявил, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь хочет забрать свои слова обратно и исповедать Христа. Святой, смело порицавший магометанство, был заключён турками в тюрьму и после пыток повешен.
СВЯЩЕННИК ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ О СТАРЦЕ ИСИДОРЕ ГЕФСИМАНСКОМ (1814–1908)
Отец Исидор был монахом 60 лет и за это время не получил даже набедренника. Восьмидесятилетний старец жил одинокий в своей избушке и должен был всё делать собственными руками. Он был так заброшен, что во время болезни лицо его было покрыто слоем грязи, а из седых волос епископ Е., посещавший его, доставал вшей. Только за шесть дней до смерти старец получил помощь. Бедность, болезненность, пренебрежение, оскорбления, гонения – вот такими терниями поросла жизненная тропа старца. Но и в этих терниях он сохранил такое спокойствие, такую радость, такую полноту жизни, какой мы не имеем и не приобретём в условиях наиблагоприятнейших. Что самое достопримечательное в батюшке? Бесспорно, это то, что во всякой обстановке он пребывал христианином. Христианство его было неизменною его стихиею, не связанною с миром и его естественными и общественными условиями. Христианство было для него не витийством жизни, а самым существом её, – не узором жизни или украшением её, а самою тканью жизни.