Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
5:10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
5:11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
5:12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
5:13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
5:24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
5:25 Братия! молитесь о нас.
5:26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
5:27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
5:28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Евангелие от Луки
12:2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
12:3 Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.
12:4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
12:5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
12:7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
12:8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
12:9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
12:11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,
12:12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
Способность отдавать себя другому – это и есть одно из самых важных и существенных проявлений любви. Человек отдает себя другому искренне, здесь нет лицемерия, здесь реальный подвиг, реальная жертва. Ярчайшим проявлением такой жертвы является материнская любовь, но не только: всякий раз, когда мы отдаем себя другому, мы любим. И если мы место свое уступаем Богу, то это означает, что мы Бога любим. Но апостол Иоанн учит нас, что любовь к Богу означает любовь к ближнему (см. 1 Ин. 4, 12). Предоставить Богу место в своей жизни означает предоставить место другим людям. Любовь к ближнему, жертвенность, способность отдавать себя другим – это и есть самое важное измерение религиозной жизни человека.
О страхе Божием
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
Лк. 12: 2-12
Сегодняшнее Евангелие призывает всех последователей Иисуса полагаться на волю Божию и не страшиться ни людей, ни испытаний.
Мысль о том, что без воли Божией ни один волос человека не упадет на землю, присутствует в Ветхом Завете (1 Цар. 14:45; 2 Цар. 14:11; 3 Цар. 1:52). Эти же образы используются Иисусом, чтобы ободрить учеников: если Бог знает количество волос на голове человека и заботится о малых птицах, тем более Он позаботится о тех, кто свою жизнь отдает на служение Ему.
Единственное, чего следует опасаться, — это геенна огненная. Термин «геенна» указывает на расположенную в южной части Иерусалима Енномову долину, где во времена царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения. Впоследствии эта долина превратилась в место, где постоянно поддерживали огонь и сжигали трупы людей и животных: отсюда выражение «геенна огненная» (Мф. 5:22; 18:9). Ко временам Иисуса этот термин стал употребляться для обозначения места посмертного воздаяния, где «червь не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:44). Под «Тем, Кто может и душу и тело погубить в геенне», понимается Бог: в Его власти осудить человека на вечные мучения. Именно Его должны бояться ученики, а не земных правителей и царей, способных уничтожить лишь тело человека, но не его бессмертную душу.
Следует опасаться и хулы на Святого Духа, которая, по словам Иисуса, не будет прощена. «Обрати внимание, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — почему же Господь сказал: „Кто возведет хулу на Сына Человеческого, тому простится, а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится“ (Лк. 12:10). Неужели одно оскорбление для Сына, а иное для Духа Святого? Нет. Но поскольку одно достоинство, то и одно оскорбление. Если некто обманутый человеческим зрением, дав себе волю, помыслит против плоти Христовой более, нежели подобает, имеет вину; однако и такому не отказано в милости, которую он может стяжать верой. Если же кто действительно отрицает достоинство, величие и непреходящую силу Святого Духа, и считает, что демоны изгоняются не Святым Духом, а вельзевулом, такой не может молить о милости, являясь вместилищем святотатства. Отрицающий Духа, отрицает и Бога Отца с Сыном, так как Дух Божий есть так же и Дух Христа».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ О СВОЁМ ТРУДЕ ПО НАПИСАНИЮ ЖИТИЙ
Благодарю, Господи, что сподобил меня, недостойного, поведать о Твоих святых подвижниках; сначала написал я о житии и о погублении и чудесах святых мучеников Твоих Бориса и Глеба; побудил я себя взяться и за другое повествование, которое превыше сил моих, и не достоин я его, ибо невежда я и недалёк умом, не обучен к тому же я никакому искусству, но вспомнил я, Господи, слово Твоё: «Если имеете веру с горчичное зерно и скажете горе: сойди с места и низвергнись в море, тотчас же повинуется вам». Вспомнил я об этом, грешный Нестор, и, укрепив себя верой и надеясь, что всё возможно, если есть на то Божья воля, приступил к повествованию о житии преподобного Феодосия. Пусть же и будущие черноризцы узнают о доблести этого мужа, восхвалят Бога и, угодника его прославляя, укрепляют души свои для новых подвигов.
ПРЕДАНИЕ О МУЧЕНИКЕ НЕСТОРЕ СОЛУНСКОМ
Император Максимиан (285–305) устроил в городе Солунь преследования христиан. Гонениям был придан вид зрелища и развлечения. У Максимиана был борец Лий, подобный библейскому Голиафу – огромного роста и непомерной силы. Для него в городе был устроен высокий помост для борьбы; около же помоста натыканы копья, на которые он сбрасывал своих противников. Среди убитых таким способом было много христиан. Желая прекратить это, один из жителей Солуни юноша Нестор пришёл в темницу к великомученику Димитрию Солунскому и попросил помолиться о его победе над Лием. Святой Димитрий сказал: «Лия победишь и будешь мучим за Христа». Нестор перед царём заявил, что готов во имя Христа сражаться с Лием и, поднявшись на помост, воскликнул: «Боже Димитрия, помоги мне!» К удивлению всех Нестор сбросил могучего Лия с помоста прямо на копья, и тот умер. Солунский народ в восторге закричал: «Велик Бог Димитрия!» Царь в ярости от потери любимца потребовал казни святых: Димитрий был исколот копьями, а Нестор усечён мечом.