Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
2:18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
2:19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
2:20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
2:21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
2:22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
2:23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.
Евангелие от Луки
6:37 Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
6:40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
6:41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6:43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
6:44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Любовь разрушается, если мы осуждаем друг друга. Это хорошо известно из семейной жизни, из жизни близких людей. Когда начинают за глаза судить друг друга, тогда чувства постепенно охлаждаются, и тот, кого осуждаешь, становится тебе не близким, не ближним, а дальним. Как же нам преодолеть этот грех, как остановиться? Первое и самое главное: нужно помнить о том, какова участь за гробом людей, осуждающих своих ближних. Но очень важно воздерживаться вообще от пустых слов. Пустословие очень быстро переходит в злоречие, поэтому нужно избегать пустых, ненужных, праздных слов и быть бдительными по отношению к тому, что мы говорим о ближних своих.
О неосуждении ближнего
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Лк. 6: 37-45
В Евангелии от Луки, которое читается сегодня, содержится расширенная версия поучения о суде человеческом и Божием, включающая несколько фрагментов, которые мы находим у Матфея в других местах. Человек призывается не только не судить, но и не осуждать и прощать.
«Мера», о которой Иисус говорит в Нагорной проповеди, у Луки расшифровывается при помощи четырех определений: добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная (подразумевается зерно, которое отсыпают покупателю на рынке). Слова «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» у Матфея применены к фарисеям (Мф. 15:14). Фраза «ученик не выше учителя» у Матфея вставлена в поучение двенадцати апостолам после их избрания (Мф. 10:24). Три завершающих фразы у Луки текстуально почти идентичны словам из Нагорной проповеди.
Разночтения и вариации у Матфея и Луки ученые объясняют тем, что они работали с одним и тем же первоисточником, но по-разному использовали его. Мы бы могли, со своей стороны, предположить, что Иисус часто повторял одни и те же образы и формулы («ученик не выше учителя», «если слепой ведет слепого», «какой мерой мерите») в разных контекстах. Использование одних и тех же формул-рефренов было характерной чертой речи Иисуса, и у нас нет оснований подозревать наличие редактора во всех случаях, когда одна и та же формулировка встречается у двух или трех Евангелистов в различных ситуациях.
Слова «да не судимы будете» указывают на перспективу Страшного суда. Иисус устанавливает прямую взаимозависимость между тем, как человек судит других, и тем, как Бог будет судить его. Слова «да не судимы будете» могут быть поняты и в том смысле, что окружающие люди будут судить о человеке так, как он судит о других.
Сознательный отказ от осуждения грешников не означает, что Иисус потворствовал греху. Напротив, Он очень ясно называет вещи своими именами и во многих поучениях предостерегает слушателей от совершения тех или иных грехов. Отказ от осуждения не отменяет перспективу Страшного суда, о которой Иисус напоминал неоднократно. За каждое злое дело человек получит воздаяние, а за добрые дела — награду.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОСМЕРТНОЕ ЯВЛЕНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА ПРЕПОДОБНОМУ ГРИГОРИЮ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ
Предание Церкви знает много случаев явлений святого апостола Иоанна Богослова. Первое из известных явлений относится к III веку. Он явился преподобному Григорию Неокесарийскому Чудотворцу. Тогда возникли ереси Савелия и Павла Самосатского. Они ещё не были осуждены церковным собором, и, переживая, преподобный Григорий молился о вразумлении, чтобы разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Когда ночью после епископской хиротонии святитель Григорий размышлял о предметах веры, ему явились Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов, который по просьбе Пресвятой Богородицы в кратких и ясных словах научил святителя Григория, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Святитель Григорий записал это и оставил в наследие Церкви. Позднее это исповедание одобрил V Вселенский Собор (523).
ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН МЕТАФРАСТ (Х В.) О ПРЕСТАВЛЕНИИ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
Поскольку слово бессильно высказать величие его деяний, давайте преклоним наш взор к его преставлению и, послушав странную историю, поразимся чистоте ангелоравного отца. Святой Иоанн, призвав братьев, сказал: «Немного пройдитесь со мной, взяв инструменты для копания земли». Когда они прошли некоторое расстояние, он, достигнув предуказанного ему места, повелел спутникам рыть землю. Когда размер углубления показался достаточным, апостол сказал: «Ступайте, оставив меня здесь Господу». Затем он склонился к земле и лёг в яму. Подозревая, что он прилёг, как обычно, поспать, братья оставили его ненадолго, а затем достигают этой могилы и, поражённые, идут домой, утешенные свыше. Ведь одновременно с тем, как святой Иоанн лёг в могилу, он, перенесённый незримо ангельскими руками, преставился ко Господу согласно обещанию Господа: «Если хочу, чтобы он оставался, пока не приду и к тебе», ведь он ожидает и Грядущего судить живых и мёртвых, всё ещё живой и часто является достойным в различных обличиях.