Седмица 19-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
1:4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
1:5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
1:6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
1:7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Евангелие от Луки
6:24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
6:25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
6:26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
6:27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
6:28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
6:29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Божественная благодать не может проявить себя в отношении человека, который не готов ее принять. Это случается тогда, когда человек горделиво считает, что у него нет никаких особенных грехов, когда он убежден, что всего добился своими силами, своим могуществом. Господь отступается от таких людей, и очень часто они теряют всё. И происходит так не потому, что Бог жесток, а потому, что такого человека Бог вразумляет, помогая понять простую истину: всё в нашей жизни связано с Промыслом Божиим, с Его попущением или прямой помощью людям.
О любви к врагам
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Лк. 6: 24-30
Сегодняшнее Евангелие является продолжением проповеди на равнине, читавшейся ранее.
Советы, которые дает Иисус, относятся не к правовой сфере, а к сфере межличностных отношений. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Христос говорит о непротивлении злу и о добровольном отказе от защиты своих имущественных прав. Слова «просящему у тебя дай» являются общим правилом, которое может относиться к любым просьбам. В Проповеди на равнине у Луки мы получаем разъяснения, свидетельствующие о том, что Иисус и здесь обновляет основополагающие принципы Моисеева законодательства. В законе говорится о прощении, которое «состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего». Однако такое прощение производится раз в семь лет и не распространяется на иноземцев (Втор. 15:1–3). Иисус превращает частное предписание закона в универсальный принцип.
«Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших…». Любовь является внутренним чувством, расположением человека по отношению к другим людям. Она имеет не только рациональную, но и эмоциональную основу. По этой причине человеку очень трудно заставить себя полюбить кого-то, принудить себя любить врагов. Любовь к врагам не достигается путем самовнушения, она не может быть следствием решения человека поступать по отношению к ближним так, а не иначе. Безусловно, для приобретения любви к врагам требуется работа над собой, но одной этой работы недостаточно. Необходимо еще и наличие «благоприятной среды», в которой человек будет развивать в себе это качество. Такой средой является община учеников Иисуса, Церковь.
Иоанн Златоуст называет любовь к врагам «высочайшей из всех добродетелей», а молитву за обидчиков — «высочайшей вершиной любомудрия». Под термином «любомудрие» в узком смысле святоотеческая традиция понимает греческую философию; в более широком смысле этот термин указывает на мудрость, умеренность, выдержку и другие качества, составляющие добродетельный образ жизни, или на сам этот образ жизни. В данном контексте слова Златоуста могут быть поняты как аллюзия на античные философские системы, которым противопоставляется превосходящее их в нравственном отношении учение Иисуса.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СТРАДАНИЕ МУЧЕНИЦЫ АРИАДНЫ ПРОМИССКОЙ
Мученица Ариадна была рабыней Тертулла, правителя города Промиссии в Малой Азии при императоре Адриане. Когда по случаю рождения сына Тертулл совершал торжественное жертвоприношение, святая Ариадна отказалась в нём участвовать. Тертулл разгневался, но, не желая потерять ценную рабыню, не хотел её выдавать до тех пор, пока сограждане не обвинили его в укрывательстве христиан. Желая отвести от себя обвинение, Тертулл повелел подвесить святую Ариадну и строгать её тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. Затем он позволил ей бежать, но, когда мученице удалось уйти из города, Тертулл послал за ней погоню. Святая Ариадна побежала в горы. По её молитве скала расступилась, и мученица вошла внутрь камня, а её преследователи от страха копьями насмерть изранили друг друга.
СКАЗАНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ДЕКАПОЛИТА О ВИДЕНИИ САРАЦИНА
На окраине города Ал-Курум был храм Святого Георгия. Как-то сюда зашёл передохнуть проезжавший племянник халифа и приказал ввести в храм своих верблюдов. Священники, готовившиеся к литургии, просили его не делать этого, но он их не слушал. Лишь ввели верблюдов в храм, они упали замертво. Племянник халифа удивился, приказал выбросить трупы животных, а сам остался в храме. Священники смутились, но начали службу. Во время литургии сарацин увидел, как иерей взял младенца, заколол его, наполнил его кровью чашу и, отрезая части тела его, клал их на тарель. В гневе сарацин хотел убить священника. Когда ему объяснили, что видение было только ему, а остальные видели хлеб и вино, он изъявил желание креститься. По совету священника, не решившегося крестить племянника халифа, тот пошёл на Синай и там принял от епископа сначала Крещение, а затем монашеский постриг с именем Пахомий. По прошествии трёх лет он пошёл во дворец халифа, принародно проклял Магомета, исповедал себя христианином и был убит.