Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
17
Января / 2025 ГОД
По новому стилю
4
Января
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Послание апостола Павла к Евреям
11:8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11:11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
11:12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
11:13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
11:14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
11:15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
11:16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Евангелие от Марка
13:1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
13:2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
13:3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
13:4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
13:5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
13:6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
13:7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец.
13:8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Цитата Патриарха

Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»

Евангелие дня

Проповедь Иоанна Крестителя

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Лк. 3:1-18

Рассказ о начале проповеди Иоанна Крестителя, который читается сегодня, датирован пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1). Тиберий правил Римской империей с 19 августа 14-го по 16 марта 37 года: следовательно, выход Иоанна на проповедь можно отнести ко второй половине 29-го или первой половине 30-го года.

Повествование Луки почти полностью соответствует рассказам Матфея и Марка, однако добавляет к ним дополнительные штрихи. Прежде всего, Лука представляет Иоанна как нового пророка: «... был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1–2). Аналогичным образом, с использованием формулы «было слово Господне к...», начинаются книги пророков.

Деятельность Иоанна Крестителя вызывала большой интерес среди иудеев, а его суровый аскетический облик привлекал к нему толпы народа. Проповедь Иоанна, насколько можно судить, носила прежде всего моралистический характер. Каждому классу людей Иоанн адресовал конкретные советы. К некоторым категориям лиц (а именно, к фарисеям и саддукеям) он относился с подчеркнутой строгостью. Активность Иоанна была не по душе фарисеям, отвечавшим ему взаимной антипатией. На их вопросы, тем не менее, Иоанн отвечал — прямо и коротко. Он понимал, что он не Мессия и не Илия-пророк. Главную цель своей миссии он видел в том, чтобы приготовить путь Тому, Кто сильнее его и Кому он недостоин развязать ремень обуви. Кто Этот Человек, Иоанн не знал до тех пор, пока Он не появился на берегу Иордана (Ин. 1:31).

В чем состояло «крещение Иоанново»? По форме оно мало напоминало ритуальные омовения, известные в ветхозаветной практике (подробное описание таких омовений содержится в главах 13–17 Книги Левит). Существовала также практика общины ессеев, известная по сочинениям Иосифа Флавия и кумранским рукописям. В кумранских рукописях омовение связывается с покаянием, очищением от грехов, соблюдением нравственной чистоты и вступлением в завет с Богом. Это наиболее близкая параллель к крещению Иоанна.

Несмотря на некоторые возможные параллели, крещение Иоанново имело ярко выраженные индивидуальные черты, делавшие его уникальным событием в жизни иудейской общины.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно также в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИЦЫ АНФИСЫ РИМСКОЙ

Святая Анфиса (V век) была супругой знатного сановника. Она жила в то время, когда в империи вновь восторжествовала арианская ересь. Ариане отрицали, что Господь Иисус Христос истинный Сын Божий, считая Его лишь совершенным творением Бога. Желая утвердить свою веру, ариане начали гонение на православных. Арианка Сунильда, жена правителя Италии Одоакра (476 – 493), принуждала святую Анфису к повторному крещению у арианского священника, но святая отказалась, говоря, что она уже приняла истинное Крещение. Тогда Сунильда велела подвергнуть святую казни через сожжение. Муж Анфисы, опасаясь за жизнь, принял арианство, но вскоре был наказан Богом. Когда он проезжал мимо городского собора, в него ударила молния. Для его жены сожжение стало славой мученичества, для него же – карой за вероотступничество.

СТРАШНЫЙ ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ СТАРЦА-СВЯЩЕННИКА

Святитель Иоасаф Белгородский по вступлении своём на кафедру собрал к себе местных пастырей. Заметив среди них 130-летнего старцасвященника, святитель спросил у него, нет ли на нём какого-нибудь тяжкого греха, который связывает его и не даёт умереть. И священник вспомнил, как несколько десятков лет назад он, отслужив Божественную литургию в деревенском храме, по требованию помещика стал на том же престоле литургисать вторично и услышал грозный голос: «Не дерзай! Если же дерзнёшь, проклят будешь». В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят!» – и совершил службу. Святитель ужаснулся: «Несчастный! Ты проклял Ангела, хранителя церкви, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина твоего долголетия». После этого он, приготовив походную церковь, вместе со старцем разыскал то место, где стоял храм, и приказал ему совершить там Божественную литургию. После службы святитель велел ему прочитать «Ныне отпущаеши…», а сам прочитал над ним разрешительную молитву. И священник тотчас скончался.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru