Седмица 2-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
4:24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
4:25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
4:26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
4:28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
4:29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
4:30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
4:31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Евангелие от Иоанна
5:24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
5:25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
5:26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
5:27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
5:28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
5:29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
5:30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
*** У каждого… свои мечты, свои надежды, свои радости, свои скорби. И с этими проблемами никак не справиться без сильной духовной жизни. Тогда человек становится действительно силен и в сфере науки, образования, культуры, технологии, искусства. Силен в межличностном общении, в семье, в отношениях между мужем и женой, детьми и родителями, братьями и сестрами. Силен в отношениях с обществом – когда в душе все правильно. А эта правильность души зависит от наших убеждений и нашей веры. Вот почему мы и говорим, что сегодня, в XXI веке, если у нас не будет крепкой веры, мы превратимся в бездушных роботов, погубим человеческую цивилизацию. Научимся делать всё вплоть до искусственного интеллекта – а самих себя погубим. Потому что чем успешнее развиваются технологии, тем больше нужна опора на духовность, тем больше усилий нужно прилагать, гуманизируя свою внутреннюю жизнь.
О жизни и воскресении
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Ин. 5:24-30
В сегодняшнем фрагменте Евангелия от Иоанна завершается звучавшая ранее тема суда.
Как сочетаются слова о суде с тем, что Иисус недавно говорил Никодиму: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17)? Нет ли здесь противоречия? Думается, ответ следует искать в смысле слова «послал»: Бог послал Своего Сына в мир не для того, чтобы судить мир. Тем не менее, в миссии Сына присутствует судебный элемент, распространяющийся, прежде всего, на тех, кто не принимает Его свидетельство.
Еще одной темой, которая затрагивается в сегодняшнем евангельском чтении, становится тема жизни и воскресения. Прежде всего, речь в тексте идет о том всеобщем воскресении, которое, согласно учению Иисуса, будет предшествовать Страшному суду. Для одних оно станет «воскресением жизни», для других — «воскресением осуждения». Но выражение «наступает время, и настало уже» указывает на событие, происходящее сразу в двух измерениях — в будущем и в настоящем. Всеобщее воскресение — это событие будущего. Но оно отражено в конкретных событиях настоящего — в тех воскрешениях мертвых, которые совершаются Иисусом.
Таких воскрешений, согласно Евангелиям, было три. Об одном из них — воскрешении дочери Иаира — повествуют все три синоптика (Мф. 9:18–19; Мф. 23–26; Мк. 5:21–24; Мк. 35–43; Лк. 8:41–42; Лк.49–56). О другом — воскрешении сына вдовы Наинской — рассказывает только Лука (Лк. 7:11–16). Наконец, третье — воскрешение Лазаря — описывается только в Евангелии от Иоанна (Ин. 11:1–46). Именно воскрешение Лазаря является тем событием, происшедшим при жизни Иисуса, которое, с одной стороны, служит прообразом всеобщего воскресения, с другой — предвещает смерть и воскресение Иисуса, с третьей — подтверждает то, что Иисус в беседе с иудеями говорит о Своей власти воскрешать и оживлять.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРЕПОДОБНАЯ ПЛАТОНИДА И НАЧАЛО ЖЕНСКОГО МОНАШЕСТВА
Преподобная Платонида Сирская жила на рубеже III и IV веков, в период, когда монашество становилось массовым явлением. Вначале она была диаконисою и совершала это служение в миру. Но, стремясь к уединённой жизни, Платонида удалилась в Низибийскую пустыню в Африке. Там она основала обитель для девиц. Своим благочестием преподобная давала добрый пример сёстрам обители. Устав монастыря, основанного Платонидою, отличался особой строгостью: сёстры вкушали пищу один раз в день; всё свободное от молитвы время они проводили в разного рода занятиях, преимущественно в рукоделии. Каждую пятницу, в честь спасительных страданий и крестной смерти Христа, все занятия в монастыре прекращались. Сёстры посвящали весь этот день молитве и богомыслию, а также чтению и толкованию Священного Писания.
ЧУДЕСНОЕ ИЗБАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА ОТ СМЕРТИ
Преподобный Венедикт Нурсийский (547) подвизался в пустынном месте около городка Субиако (Италия). Иноки расположенного рядом мо‑ настыря пришли к преподобному и попросили его стать их игуме‑ ном. Святой долго не соглашался, зная, что его строгие правила многим придутся не по нраву. Когда же, ввиду усиленных просьб, принял руководство ими, то братия вскоре ожесточились и укоряли друг друга, что позва‑ ли преподобного, так как с его появлением их свободная жизнь закончилась. В ожесточении они дошли до безумия и решили убить неугод‑ ного игумена. Они принесли ему сосуд с отрав‑ ленным вином, преподобный же, по обычаю, осенил сосуд крестом. Сосуд лопнул от крест‑ ного знамения, как от брошенного камня. Пре‑ подобный понял, что там было смертоносное питьё и что от него хотели избавиться таким страшным образом. Он встал и сказал: «Да по‑ милует вас Бог! Идите и ищите себе настоятеля по своим обычаям, потому что после сего вы не можете иметь меня настоятелем». Святой оставил монастырь и вернулся в пустыню.