2-я приуготовительная седмица к Великому Посту
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
4:21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
5:1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
5:2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
5:4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5:5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
5:6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
5:7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
5:8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
5:9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
5:10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
5:11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
5:12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
5:13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
5:14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
5:15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.
5:16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
5:17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
5:18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
5:19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
5:20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
5:21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Евангелие от Марка
15:1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
15:2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
15:3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
15:4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
15:5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
15:6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
15:7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
15:8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них.
15:9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
15:10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
15:11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
15:12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
15:13 Они опять закричали: распни Его.
15:14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15:15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Когда мы с настойчивостью просим у Бога: «Помоги!», давайте вспомним: помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего Престола, пойти и сделать доброе дело – либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», то Господь услышит нашу молитву.
Суд у Пилата
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что́ он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Мк. 15: 1-15
Сегодня в читаемом Евангелии повествуется о суде над Иисусом, который состоялся после Его ареста.
Относительно времени проведения заседания евангелист Марк говорит о том, что «немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание» (Мк. 15:1). Было ли это новое заседание или продолжение прежнего, не вполне ясно. После вынесения смертного приговора синедрион принимает решение отвести Иисуса к римскому наместнику Понтию Пилату.
Можно задать вопрос: по какой причине первосвященники и старейшины сочли необходимым провести формальное судопроизводство, пусть даже и с нарушением многих формальностей? Почему они не могли просто тихо расправиться с Тем, Кто, по их мнению, был возмутителем спокойствия и богохульником? Почему не могли, например, подкараулить Его в том же Гефсиманском саду или подослать убийц в иное место? Ведь были попытки совершить над Ним самосуд: Его пытались сбросить с горы (Лк. 4:29), побить камнями (Ин. 8:59). Желание убить Иисуса созрело у религиозных лидеров Израильского народа давно (Мф. 12:14; Ин. 5:16, 18), и со временем оно только усиливалось (Ин. 7:1, 25; 11:53).
Думается, суд был необходим для того, чтобы придать убийству вид законности. Кроме того, для первосвященников было важно, чтобы и суд, и приговор, и казнь были публичными. Иисус публично обличал книжников и фарисеев в лицемерии и ханжестве, в неисполнении закона Моисеева и его неверном толковании, в формализме и безнравственности, называя их порождениями ехидны, лицемерами, слепыми вождями слепых. Он прилюдно выгнал из храма торгующих, нарушив веками установившийся порядок. И первосвященники вместе с фарисеями и книжниками должны были так же прилюдно и публично осудить Его, чтобы другим было неповадно покушаться на то, что они считали незыблемым и священным.
Ни на одно из обвинений Иисус не отвечает: Он молчит. Это молчание интерпретируется по-разному. По мнению одних толкователей Он молчал потому, что «ответ был бесполезен, когда никто не слушал, да и суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа». Другие видят в том, что Иисус молчал, подтверждение Его невиновности. Наконец, в молчании Иисуса видят свидетельство о Его нравственной победе.
Последний пункт представляется нам главным: Иисус молчал потому, что не желал иного исхода суда, кроме смертного приговора. И только когда был задан ключевой вопрос, от ответа на который зависел исход, Он ответил.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТ О ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕВСЕВИЯ СИРИЙСКОГО
Блаженный Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев» рассказывает о многих подвижниках, в том числе о своём старшем современнике, преподобном Евсевии, пустыннике Сирийском († около 444). Пройдя иноческий искус в одной из обителей, он стал отшельником. Местом пребывания святой выбрал развалины на горе около селения Асиха – жил под открытым небом и вплоть до кончины питался размокшими бобами и изредка смоквами. Время от времени к нему приходили люди и просили дать наставление. Преподобный Евсевий всегда просил их перед уходом замазать его дверь снаружи глиной, чтобы избежать следующих визитов. Но люди всё равно приходили. Когда святой с помощью гостей завалил дверь большим камнем, это тоже не помогло – люди старались поговорить с ним через окно, так что святой начал прятаться, ожидая, пока любопытные уйдут.
ПРЕДСМЕРТНАЯ МОЛИТВА РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КИРИЛЛА ФИЛОСОФА
Господи, Боже мой! Иже еси Ангельския вся чины и безплотныя составль силы, и небо распен, землю основал, и вся сущая от небытия в бытие привел, иже еси всегда везде послушал творящих волю Твою, боящихся Тебе и хранящих заповеди Твоя, послушай моея молитвы и верное Твое стадо сохрани, ему же мя бе приставил неключимаго и недостойнаго раба Твоего. Избавляя вся от всякия безбожныя и поганскыя злобы, и от всякаго многоречиваго и хульнаго еретическаго языка, глаголюща на Тя хулу, погуби триязычную ересь, и возрасти Церковь Свою множеством, и вся в единодушие совокупль, сотвори изрядны люди, единомысляща о истинней вере Твоей и правем исповедании, вдохни же в сердца их слово Твоего учения, Твой бо есть дар. Аще ны еси приял недостойныя на проповедание им Евангелия Христа Твоего, острящася на добрыя дела и творяща угодная Тебе, еже мне бе дал, яко Твое, и Тебе предаю я, устрой я сильною Твоею десницею, покрый я кровом крилу Твоею, да вси хвалят и славят Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.