Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
16
Февраля / 2021 ГОД
По новому стилю
3
Февраля
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Первое послание Петра
3:10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
3:11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
3:12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
3:13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
3:18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
3:19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
3:20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
3:21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
3:22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Евангелие от Марка
12:18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
12:19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
12:20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
12:21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
12:22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
12:23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
12:24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
12:25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
12:26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
12:27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Евангелие дня

Диалог Христа с саддукеями

Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Мк. 12: 18-27

В сегодняшнем евангельском чтении приведен диалог Иисуса с саддукеями.

Относительно саддукеев историк I века Иосиф Флавий отмечает, что, по их учению, «души людей умирают вместе с телом». Саддукеи, по словам Иосифа, «не признают никаких других постановлений, кроме постановлений закона. Они считают даже похвальным выступать против учителей своей собственной философской школы».

Несмотря на краткость описания саддукейской партии у Иосифа Флавия, оно вполне соответствует тому, что мы узнаем о ней из синоптических Евангелий: вопрос саддукеев Иисусу как раз касается темы бессмертия души. Возможно, Флавий, будучи фарисеем, недооценивает влияние саддукеев: по крайней мере, некоторые из первосвященников I века, как предполагается, принадлежали к этой партии. В Деяниях апостольских упоминаются «первосвященник и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской» (Деян. 5:17).

Выражение «восстановить семя брата своего» (Мф. 22:24; Мк. 12:19; Лк. 20:28) отсылает нас к иудейскому закону, в частности, к закону левирата, согласно которому, если один из братьев умирал бездетным, другой брат должен был взять его жену, «и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25:5–6). В Ветхом Завете, в том числе в Септуагинте, это называлось «восставить имя брата своего» (Втор. 25:7). Ветхозаветное предписание в данном случае имеет ясную цель: закон вводится для того, чтобы имя умершего бездетным «не изгладилось в Израиле». Следовательно, имя этого человека должно было войти в родословную того, чьим физическим отцом был не он, а его брат.

Не случайно читаемый сегодня диалог с саддукеями приводят все три синоптика: тем самым они как бы расчищают пространство для восприятия читателем центрального события евангельской истории — воскресения Христа. Выстраивается та же логическая цепочка, которую мы находим у апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14).

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО

Преподобный Геннадий (в миру Григорий; †1565) был единственным сыном в боярской семье Иоанна и Елены, живших в Могилёве. Григорий с детства любил храм Божий, посещал все службы, чем вызывал недовольство родителей. Они считали, что достаточно посещать храм на праздники, что не нужно удаляться от общения с людьми и уж совсем не следует молодому человеку вставать ночью на молитву. Отец говорил ему: «Разве ты сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми». Так как родители препятствовали ему в благочестии, Григорий решил уйти из дома и стать иноком. Найдя благоприятный момент, он покинул дом родителей, поменялся одеждой с нищими и, преодолев на пути много невзгод, добрался до Москвы. Посетив немало русских монастырей, он принял постриг и стал учеником преподобного Корнилия Комельского (1457–1537).

ПРОРОЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ КОСТРОМСКОГО

Преподобный Геннадий, начав иноческий подвиг под духовным руководством преподобного Корнилия Комельского во Введенском монастыре (Вологодская епархия), был отправлен в качестве настоятеля Преображенской обители на Сурском озере. Став игуменом, он наравне с братией выполнял работы: трудился в поварне, колол дрова, копал пруды, пёк просфоры и писал иконы. Святой носил на теле вериги с тяжёлыми крестами. Господь за смирение дал преподобному Геннадию дар прозорливости. Однажды по делам монастыря он был в Москве. Во время посещения им дома боярина Романа Юрьевича Захарьина (родоначальника рода Романовых) преподобный, по просьбе супруги боярина, благословил их детей: Даниила, Никиту и Анастасию. Анастасии, тогда ещё девочке, преподобный Геннадий предсказал, что она станет царицей: «Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней-царицей благоверной». Предсказание святого старца сбылось в 1547 году, когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV Васильевича.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru