Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
16
Декабря / 2024 ГОД
По новому стилю
3
Декабря
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Первое послание апостола Павла к Тимофею
1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
1:2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
1:3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
1:4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1:6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
1:7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Евангелие от Луки
20:27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
20:28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
20:29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
20:30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
20:31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
20:32 после всех умерла и жена;
20:33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
20:34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
20:35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
20:36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
20:37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
20:38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
20:39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
20:40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
20:41 ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов,
20:42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
20:43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
20:44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Цитата Патриарха

Слово Божие невозможно истребить. Никакие человеческие хитросплетения, никакая ложная логика, никакие лжедоказательства, связанные с человеческим могуществом, будь то могущество денег, власти, военной силы, не способны не только истребить, а даже ослабить действие слова Божия в людях. А оно, подобно обоюдоострому мечу (см. Евр. 4, 12), разделяет душу, разделяет сердце, разделяет разум, потому что слово Божие является великим вызовом человеку. В нем содержатся истины, которые нельзя игнорировать, в нем содержатся требования, которые невозможно не исполнять. Ибо если эти требования не исполняются, жизнь человека идет наперекосяк – и личная, и семейная, и государственная, то есть жизнь всей человеческой семьи.

Евангелие дня

Диалог с саддукеями о воскресении

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Лк. 20: 27-44

Диалог с саддукеями происходит в преддверии воскресения Иисуса и, наряду с рассказом о воскрешении Лазаря (Ин. 11:1–41), является прелюдией к этому событию.

Саддукеи задают Иисусу вопрос о посмертной участи братьев, каждый из которых по закону левирата брал себе жену своего умершего брата, но умирал бездетным. В Ветхом Завете представления о посмертной судьбе людей не были четко систематизированы. Тексты из Исаии и Иезекииля, традиционно воспринимаемые в христианской традиции как пророчества о всеобщем воскресении (Ис. 25:6–8; 26:19–21; Иез. 37:1–11), в своем изначальном контексте имели отношение скорее к судьбе Израильского народа: при помощи ярких образов и видений пророки предсказывали восстановление «дома Израилева» в его славе и могуществе. В более позднюю эпоху представление о всеобщем воскресении получило большее распространение, о чем свидетельствует история семи мучеников Маккавеев (2 Мак. 7:1–41).

Ко временам Иисуса учение о воскресении и посмертном воздаянии было достаточно широко распространено в еврейской среде. В Своей проповеди Иисус часто обращался к теме посмертного воздаяния. Обращение к теме загробного воздаяния не было нововведением, и слова Иисуса ложились на подготовленную почву. Однако никогда ни один еврейский учитель до Иисуса не проводил столь четкую границу между посмертным блаженством праведников и мучением грешников, столь четкую связь между поведением человека в земной жизни и его судьбой в вечности.

Позиция саддукеев диссонировала с общепринятым представлением о посмертной судьбе человека. Они формулируют свой вопрос с подчеркнутым натурализмом, как бы желая тем самым подчеркнуть заведомую абсурдность веры в воскресение. Апеллируя к закону левирата, они проецируют его на загробное бытие, в результате чего создается карикатурная картина этого бытия. Они уверены, что на вопрос нет ответа.

Иисус обращается к тому, что для саддукеев является незыблемым: к Писанию. Он обвиняет их в том, что они не знают Писания, и доказывает реальность воскресения цитатой из Писания (Исх. 3:6). Эта цитата, как может показаться на первый взгляд, не имеет отношения к теме воскресения. По крайней мере, слова Бога, обращенные к Моисею из горящего куста, никогда до Иисуса не интерпретировались в таком ключе. Однако Иисус нередко трактовал ветхозаветные тексты в неожиданном ракурсе, вскрывая в них глубинные смысловые пласты, скрытые под буквой текста. Вряд ли Его экзегезис в данном случае убедил собеседников, однако он оказался убедительным для народа, а по свидетельству Луки, даже для некоторых книжников.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО

Научая удерживаться от искушений, преподобный Варлаам строго следил за собой, подавляя в себе всякий худой помысел. Однажды принесли в монастырь свежую рыбу. Святой Варлаам захотел вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келлии. Три дня провёл подвижник в строгом посте и молитве. На четвёртый день он открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам! Всякое животное по разрушении своём обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякого наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питьё, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Затем он выбросил рыбу и больше не смущался помыслами чревоугодия.

ПРОРОЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО

Однажды в середине лета преподобному Варлааму Хутынскому случилось быть у своего архипастыря, святого Григория, архиепископа Новгородского. Прощаясь, святитель высказал пожелание увидеть старца через неделю. «Если Бог благословит, в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла приеду к твоей святыни на санях», – ответил преподобный. Святитель изумился такому ответу. В ночь перед указанной пятницей, среди жаркого лета, вдруг ударил сильный мороз, выпало очень много снега, и преподобный Варлаам действительно приехал в Новгород на санях. Владыка был опечален: холод мог погубить урожай и оставить народ без хлеба. «Не скорби, владыко святый, но возблагодари Господа и Его Пречистую Матерь за милость: мороз и снег погубят червя, который поразил рожь на корню. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает, напоит жаждущую землю и умножит плоды земные». На следующий день стало тепло, снег растаял, и при корнях ржи нашли погибших от мороза червей. В тот год был невиданный урожай.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru