Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
3:13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
3:14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
3:15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
3:16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
3:18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Евангелие от Луки
9:1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
9:2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
9:3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
9:4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
9:5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
9:6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.
Отправление двенадцати на проповедь
Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Лк. 9:1-6
В сегодняшнем евангельском чтении Господь, собрав двенадцать учеников, дает им поручение проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
«В этот раз только по Палестине, — объясняет святитель Феофан Затворник, — а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит».
В начале сегодняшнего евангельского чтения говорится о том, как ученики Иисуса были наделены властью исцелять болезни и изгонять бесов. Иисус неоднократно говорил о Своей власти ученикам, и они понимали, что речь идет о власти, полученной непосредственно от Бога. Власть Иисуса обладает целительной силой, и эту власть Он передает ученикам.
Иисус дает ученикам и ряд практических советов. Эти простые советы указывают, прежде всего, на добровольный характер принятия проповеди апостолов о Царстве Небесном и на то, что каждый человек, слыша эту проповедь, сам делает выбор либо в пользу Царства Божия, либо в пользу мира сего. В частности, Иисус даёт заповедь о нестяжании (Лк. 9:3–4). Однако на практике буквальное понимание Его слов означало бы, что Он требовал от Своих учеников ходить босиком и запрещал им употреблять даже посох. Думается, ближе к реальности понимание, что Иисус запрещает ученикам иметь при себе полный «дорожный набор», включающий сумку с деньгами, однако не призывает к чрезмерному аскетизму.
Миссия апостолов должна была быть проникнута мыслью о временном характере земных благ, символизировать готовность последовать зову Господа в любой момент. Так они и поступают: по призыву Иисуса они отправляются на проповедь, готовые исполнить то, что Он заповедал им.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ СЕРГИЯ И ВАКХА
Тайные христиане Сергий и Вакх занимали высокие должности в войске императора Максимиана. Когда императору донесли, что они не почитают языческих богов, он приказал им принести жертву идолам. Святые отказались и исповедали себя христианами. Максимиан любил их, поэтому долго убеждал, но, видя их твёрдость, подверг публичному осмеянию и, не желая сам предавать их мукам, отослал к сирийскому правителю Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Но Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, был им лично обязан, поэтому тоже не хотел предавать их смерти и умолял оставить христианство. Мученики ответили отказом. Тогда Антиох разгневался, и по его приказу Вакх был забит до смерти бичами, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд, где усекли мечом.
ПОСТУПОК БЛАГОЧЕСТИВОЙ МОНАХИНИ
Преподобный Иоанн Мосх оставил запись об истории, произошедшей в Александрии. Некая монахиня затворнически жила в своём доме, находилась в постоянной молитве и посте и всегда старалась подавать милостыню. Но однажды её добродетель подверглась испытанию. Один юноша начал испытывать к ней сильное влечение, так что, забыв про сон и покой, караулил её перед домом. Когда монахиня хотела выйти в храм, юноша преграждал ей путь и докучал, как свойственно влюблённым. Замученная этим преследованием монахиня однажды отправила к юноше служанку, которая позвала его к госпоже. Молодой человек обрадовался, что добился своего. Монахиня сидела за ткацким станком. Когда она спросила, почему он преследует её, юноша признался ей в своих чувствах. На вопрос монахини, что он нашёл в ней красивого, что так сильно полюбил, юноша сказал: «Глаза твои. Они ведь соблазнили меня». Услышав это, монахиня схватила ткацкий челнок и выколола себе глаза. Юноша пришёл в себя, удалился в Скитскую пустыню в Египте.