Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
5:2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
5:3 Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
5:4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5:5 Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.
5:6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
5:7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
5:8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
Евангелие от Луки
11:47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
11:48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
11:49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
11:50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
11:51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
11:52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
11:53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
11:54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
12:1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Царство Божие, которое есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости, созидается силой Господней в ответ на нашу веру. Это Царство и есть то, что человек сознательно или неосознанно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели уже здесь, на земле, создавая Царство Небесное, по слову Божиему, в своем сердце (Лк. 17, 21). Через веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира, и потому вера православная несокрушима. Именно опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца убежденностью в правоте веры и дает силы строить на этом убеждении свою жизнь.
Предостережение от фарисейского лицемерия
Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Лк. 11: 47–12: 1
Как видно из сегодняшнего Евангелия, Иисус проводил прямую линию преемства между теми, кто во времена Ветхого Завета убивал пророков, и Своими современниками, книжниками и фарисеями. По какой причине Иисус возлагает вину за пролитие всей крови от Авеля до Захарии на фарисеев и книжников? По той же причине, отвечает Иоанн Златоуст, по какой в другом месте Бог возложил вину отцов на детей «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). Он это сделал «не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху».
Об Авеле Иисус напоминает потому, что он был убит из зависти, а убийство Иисуса фарисеи замышляют тоже из зависти. Приводя примеры ветхозаветных праведников и пророков, говоря об их насильственной смерти, Иисус предсказывает собственную смерть. Она станет еще одним преступлением, стоящим в одном ряду с теми, которые были совершены «отцами» фарисеев и книжников Его времени. Слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что Он осуждает фарисеев за почитание древних пророков, заботу об их гробницах. Но Он показывает, что подлинное почитание пророков должно выражаться в том, чтобы не повторять ошибок тех, кто были их гонителями и убийцами. Хотя фарисеи отрекаются от преступлений своих отцов, через убийство Праведника они станут их сообщниками в пролитии крови «пророков, мудрых и книжников».
Выражение «взяли ключ разумения» — единственное в своем роде во всем корпусе Евангелий, как и единственный случай употребления слова «знание», «разумение». Оно подразумевает, что для понимания закона требуется ключ, то есть правильная интерпретация. Объявив себя единственными легитимными толкователями закона Моисеева, законники похитили и присвоили этот ключ. Образ ключа созвучен тому, что Иисус говорил о фарисеях у Матфея: что они запирают людям вход в Царство Небесное.
Закваска, образ которой употребляется в сегодняшнем Евангелии, является микробиологическим элементом, добавляемым в пищу в определенных целях. В хлеб закваска (дрожжи) добавляется для придания ему пышности и вкуса. Благодаря закваске тесто вскисает и при выпечке «поднимается». В данном случае под закваской понимается тот фермент, который, пропитывая собой все учение фарисеев и саддукеев, делает его непригодным к тому, чтобы открывать путь в Царство Небесное. Этот фермент Иисус и называл лицемерием.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЧУДО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Главнейшим из чудес великомученика Димитрия, по мнению архиепископа Иоанна, составителя древнейшего сборника явлений Солунского чудотворца, было спасение Фессалоники от гибели во время нашествия аваров. При императоре Маврикии каган аваров собрал подчинённых ему славян и подступил к городу с огромным войском. Когда начался штурм, святой Димитрий появился на стене в воинских доспехах и бросил копьё в первого поднимавшегося по лестнице на стену захватчика. Падая, варвар увлёк за собой других воинов. Охваченные страхом варвары отступили от стен, но затем, ободрившись, начали затяжную осаду, решив штурмовать город через неделю. Однако в назначенный день они неожиданно отошли от стен города, ибо увидели, как из его врат вышло войско во главе с «блистающим огнём» мужем, сидевшим на белом коне.
ПРЕДАНИЕ О БЕГСТВЕ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ
Святитель Димитрий Ростовский в «Житиях святых» приводит некоторые предания, связанные с бегством в Египет. Среди них такое: «Передаётся, что, когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца, сказал: “Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не мог бы быть красивее сего Младенца”. Сказав это, он запретил прочим разбойникам и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала разбойнику: «Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его». Это был тот самый разбойник, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону и которому Господь сказал: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что “воздаст тебе Сей Младенец”».