Седмица 6-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
20:8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
20:9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
20:10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
20:11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
20:12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Евангелие от Иоанна
14:10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
14:11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
14:12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
14:13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14:14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
14:16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
14:17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
14:18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
14:19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
14:20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
14:21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Нужно помнить, что как в храме, так и в нашем жилище чтение Священного Писания следует предварять молитвой. Мы должны своими словами просить Господа помочь нам уразуметь читаемое, сохранить в уме и в сердце то, что нам откроется. Священное Писание не нужно читать «залпом», по несколько глав сразу. Достаточно будет прочитать в день одну главу из Евангелия и одну — из послания апостольского. Чтение должно быть медленным и пристальным. «Когда читаешь, читай с усердием и прилежно, с великим вниманием останавливайся на каждом слове и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы разуметь силу его», — советует преподобный Ефрем Сирин.
Обетование Утешителя
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Ин 14:10-21
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя», — этими словами открывается тема Святого Духа, занимающая существенное место в прощальной беседе Иисуса с учениками, фрагмент которой читается сегодня.
Понятие «Дух Божий» присутствует уже в Ветхом Завете. Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Дух Божий в Ветхом Завете лишен личностных атрибутов — это скорее дыхание Божие, Его энергия, Его творческая и животворящая сила.
На страницах Евангелий неоднократно упоминается Дух Святой. Слово «Утешитель», перешедшее в русский перевод из славянского, избрано для передачи греческого слова, которое может означать также «Ходатай», «Защитник». Многочисленные проявления Святого Духа в жизни Иисуса свидетельствуют о нерасторжимой связи между Ними. Как отмечает Григорий Богослов, Святой Дух сопутствует Иисусу повсюду: «Христос рождается — Дух предваряет; Христос крестится — Дух свидетельствует; Христос искушаем — Дух возводит Его; Христос совершает чудеса — Дух сопутствует Ему; Христос возносится — Дух преемствует». Дух истины сопутствует Тому, Кто есть воплощенная истина.
Когда Иисус говорит ученикам о том, что они увидят Его, Он говорит о Своем явлении после воскресения. Выражение «еще немного» относится к событиям ближайшего будущего, а не к отдаленной эсхатологической перспективе. Но слова «ибо Я живу, и вы будете жить» не имеют временной привязки: они возвращают к мысли о том, что Иисус есть жизнь. Это утверждение верно и в отношении Его вневременного бытия у Отца, и в отношении Его пребывания на земле. Оно же указывает на события, последовавшие за смертью Иисуса на кресте, когда «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:52). Оно же относится к эсхатологическому событию всеобщего воскресения.
Слова «вы во Мне, и Я в вас» подчеркивают единство между Иисусом и учениками по образу единства между Ним и Отцом. К этой теме Он вернется в молитве Отцу: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Подобно тому, как Сын Божий пребывает «в недре Отчем» (Ин. 1:18), Иисус хочет принять учеников в Свое лоно, внутрь Себя. Но для этого они должны принять Его в свое сердце и исполнять Его заповеди (Ин. 14:21–24), как Он исполнил заповедь Отца (Ин. 10:18; 12:49; 14:31).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА ВАРВАРА ЛУКАНСКОГО
Святой мученик Варвар в юности долгое время совершал разбои, грабежи и убийства. Но Господь, не хотящий смерти грешника, обратил и его к покаянию. Однажды, когда Варвар сидел в пещере, благодать Божия коснулась его сердца. Он оставил свои сокровища и пришёл в ближайший храм. Получив от священника разрешение своих грехов, бывший разбойник ушёл в лес и прожил там 12 лет, терпя холод и зной, отчего всё тело его почернело. Наконец святой получил откровение, что грехи его прощены и он скончается мученической смертью. Однажды по местам, где подвизался святой Варвар, проходили купцы. Думая, что в траве скрывается зверь, они пустили несколько стрел из луков. Подойдя ближе, они ужаснулись, увидев, что смертельно ранили человека. Но святой Варвар просил их не скорбеть, рассказал им о себе и скончался.
ЧУДО О ЗМИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Святой Георгий Победоносец пострадал за Христа в Никомидии в 303 году. Георгий был тысяченачальником и любимцем императора Диоклетиана, пока не объявил себя христианином. Мученика страшно истязали в течение семи дней, на восьмой день он был обезглавлен. Его стойкость в страданиях и явленные в это время чудеса обратили ко Христу многих язычников. На иконах святой обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змия, что связано с преданием о подвиге святого Георгия. В озере у некоего города поселился чудовищный змий, пожиравший людей и скот. Правитель города обратился к языческим богам, и они «повелели» ему каждый день отдавать в жертву змию юношу или девушку. Когда жребий пал на единственную дочь правителя, её отвели к озеру. Она ждала неминуемой гибели, когда внезапно появился всадник. Он прижал копьём шею чудовища к земле, а его конь стал топтать змия копытами. Воин велел девушке накинуть на змия пояс. Когда горожане увидели усмирённого змия, многие из них крестились.