Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
24:2 но нашли камень отваленным от гроба.
24:3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
24:4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
24:5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
24:6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
24:7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
24:8 И вспомнили они слова Его;
24:9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
24:10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
24:11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
24:12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Деяния святых Апостолов
9:32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
9:33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
9:34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
9:35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
9:36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
9:37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
9:38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
9:39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
9:40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
9:41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
9:42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Евангелие от Иоанна
5:1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
5:2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.
5:3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
5:4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5:5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
5:6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
5:7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
5:8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
5:9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
5:10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
5:11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
5:12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
5:13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
5:14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
5:15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Мы знаем, что Бог сильнее диавола и сильнее человека, и потому тот, кто на стороне Бога, – тот на стороне победителей, какими бы слабыми и немощными ни казались эти победители другим, потому что Христос, Воскресший из мертвых, всем нам, верующим, дает силу, исходящую из Его Воскресения, дает возможность и благодать разделять с Ним Его победу.
Исцеление расслабленного
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Ин. 5:1-15
Описанное в сегодняшнем евангельском чтении чудо относится к началу общественного служения Иисуса: оно следует в Евангелии от Иоанна за рассказом об исцелении капернаумского царедворца. Место действия обозначается с максимальной конкретностью. Купальня Вифезда (согласно одной из распространенных интерпретаций, от арамейского «дом милосердия») у Овечьих ворот в Иерусалиме известна и по другим источникам, в частности, по Кумранским свиткам. Эта купальня упоминается у многих авторов, в том числе Кирилла Иерусалимского, Евсевия Кесарийского, блаженного Иеронима и Кирилла Александрийского. Купальня представляла собой целый комплекс сооружений, включая цистерны и многочисленные купели.
Почему Иисус обратился именно к этому расслабленному, оставив без внимания тех больных, слепых, хромых, иссохших, которые в великом множестве лежали рядом с ним? Евангелист не дает ответа. Очевидно, ответ надо искать в том, что исцеление от физических болезней для Иисуса не было самоцелью: в противном случае Он исцелил бы всех лежавших у купели. Кроме того, Иисус исцелял людей в индивидуальном порядке, даже если в некоторых случаях к Нему приносили одновременно многих больных. В данном случае мы вообще не знаем, с какой целью Иисус пришел в купальню. Мы знаем только, что Он обратил внимание на одного конкретного человека, пролежавшего у купели тридцать восемь лет.
Рассматриваемый эпизод ставит перед нами более общий вопрос: почему Бог из множества людей, находящихся, как кажется, в одинаковом положении, избирает одного и оказывает ему милость? Почему одних Бог спасает, а других нет? Эта огромная тема в христианской традиции не нашла однозначного ответа. Целый ряд богословов (в их числе блаженный Августин и Жан Кальвин) на протяжении веков отстаивал точку зрения, согласно которой Бог одних людей предопределяет к спасению, других к погибели. Другие (например, Иоанн Златоуст) настаивали на том, что Бог всех людей предопределяет к спасению: если человек не спасается, это значит, что он не способен ответить на Божий призыв.
Ветхий Завет наполнен рассказами о милостях Божиих, изливающихся на праведников, и суровых карах, в том числе массовых, которыми наказываются грешники. Новый Завет знаменует собой излияние милости Божией на людей, происходящее по инициативе Бога. Эта милость, однако, не изливается на тех, кто противится воле Божией. Для каждого конкретного человека условием принятия дара спасения является вера. Спасение происходит не в массовом, а в индивидуальном порядке, и оно не может произойти вопреки воле человека.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О РАССЛАБЛЕННОМ
Христос совершил чудо над расслабленным во время еврейской Пятидесятницы. Придя в Иерусалим на праздник, Он вошёл в купальню с пятью крытыми ходами, которую построил Соломон и которая называлась Овчей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых для жертвоприношения в храме. Всякий входящий туда первым, как только вода однажды в году приводилась в волнение Ангелом, оказывался здрав. И вот Спаситель находит там человека, пребывающего в болезни 38 лет и лежащего напрасно за неимением того, кто вверг бы его в воду. Итак, научаемся отсюда, какое благо есть терпение и твёрдость, и одновременно тому, что Бог, поскольку надлежало явиться дару Крещения, очищающего всякий грех, предусмотрел в Ветхом Завете чудеса от воды, чтобы дар сей, когда явится, был бы с готовностью принят.
СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О РАССЛАБЛЕННОМ
К сему расслабленному, которого не‑ которые неизвестно почему имену‑ ют Иаром, и приходит Иисус, спра‑ шивая, хочет ли быть здрав, а тот указывает в ответ на неимение помогающего. Христос, зная, как он истомлён болезнью, говорит: «Возьми постель твою и ходи». И мгновенно человек тот оказывается здрав и, взяв на плечи ложе, чтобы дело сие не почли за призрачное, направляется домой. А поскольку была суббо‑ та, иудеи возбраняли ему ходить, он же ссылал‑ ся на Исцелившего, который в субботу повелел ему идти, хотя и не знал, кто Он. После того находит его Иисус в храме и говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случи‑ лось с тобою чего хуже». Некоторые, неправо разумея, говорят, будто Христос сказал это по‑ тому, что человек сей впоследствии, когда Он предстоял первосвященнику Каиафе, ударил Его по щеке, за что и получит в удел пытку веч‑ ным огнём, горшую расслабления, и не только 38 лет, но всегда будет страдать. Но Господь указал, что болезнь расслабления приключи‑ лась с ним от грехов.