Неделя 3-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша». Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели. И вот Господь на Кресте побеждает зло.
СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ О СИМВОЛЕ ВЕРЫ
Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем всё учение веры, и желательно чтобы вы при самом чтении запомнили его, и сами по себе со всем тщанием повторили не начертывая его на бумаге, но воспоминанием напечатлевая его на сердце. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают всё ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом. Итак, смотрите, братья, держитесь преданий, которые принимаете, и напишите их на сердцах своих.
О ТОМ, ПОЧЕМУ И СВЯТЫЕ УМИРАЮТ НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ
Святитель Григорий, папа Римский, отвечая на вопрос ученика, почему Бог попускает великим святым умирать мучительной смертью, ответил: «Какой вред для избранных, которые стремятся к вечной жизни, если они иногда умирают горькою смертью? Может быть, и у них есть прегрешение, хотя малое, которое должно быть очищено такою смертью. Посему случается, что отверженные получают над праведниками власть, когда они живы, но по смерти их тем суровее отмщается на отверженных то, что они с жестокостью воспользовались властью своею. Это подтверждает и Писание. Муж, посланный в Самарию, оказал неповиновение Богу – ел на пути, за то на сем пути умертвил его лев. Но там же написано: «осёл же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла» (3 Цар. 13:28). Грех неповиновения очищен самою смертью: лев, который решился умертвить его живого, не решился коснуться мёртвого. Он имел позволение умертвить, но не получил позволения пожрать, ибо тот, который был виновен в жизни, был уже праведен по смерти».