2-я приуготовительная седмица к Великому Посту
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Сретение Господне
2:25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
2:26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
2:27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
2:28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
2:29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
2:30 ибо видели очи мои спасение Твое,
2:31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
2:32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Послание апостола Павла к Евреям
7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.
7:8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
7:9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
7:10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
7:11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
7:12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
7:13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
7:14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
7:15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
7:16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
7:17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Евангелие от Луки
2:22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
2:23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
2:24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
2:25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
2:26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
2:27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
2:28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
2:29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
2:30 ибо видели очи мои спасение Твое,
2:31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
2:32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
2:33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
2:34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
2:35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.
2:36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
2:37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
2:38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
2:39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
2:40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Господь стал новым Адамом. Он через Деву Марию входит в нашу человеческую историю. Если все рождались помраченные грехом, потому что все мы от Адама, а из зараженного источника не может не течь зараженная вода, — нужен был новый источник, рождаясь от которого, люди не были бы заражены грехом. И Господь становится новым Адамом... По величайшему Божиему изволению этот Источник возникает в недрах плоти Пресвятой Девы Богоматери. И все, кто рождается от Христа не по плоти, но по духу (Рим. 8, 4), становясь сродниками Его через таинство Крещения, очищаются от скверны первородного греха. А тот зараженный источник, хотя и является неким общим пространством для всего рода человеческого, не способен разрушить новое поколение людей, Родоначальник которых — Христос. Ибо в таинстве Крещения мы очищаемся от тех скверных вод, омываемся от того греха, и обретаем великую благодать Духа Святого, которая вооружает нас на сопротивление злу.
Сретение Господне
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Лк. 2: 22-40
Славянское слово «сретение» означает «встреча». Сегодня мы вспоминаем событие, когда Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. В храме Младенца Иисуса встретил старец Симеон — человек, которому, по слову Евангелия, Духом Святым было обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Христа Господня. Церковное предание говорит о том, что праведный Симеон был одним из семидесяти толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык во времена Птолемея Филадельфа, то есть примерно за 270 лет до Рождества Христова; Симеон усомнился в словах пророка Исайи о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и хотел слово «дева» исправить на «молодая женщина», и вот тогда, согласно преданию, было дано ему обетование, что он доживет до того времени, когда Дева во чреве приимет и родит Сына. Он прожил долгую жизнь — много дольше, чем люди живут обычно, — для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к лицу встретиться с Воплотившимся Богом.
Взяв Младенца Иисуса на руки, он почувствовал, благодаря действию Святого Духа, что это и есть Тот обетованный Мессия, Который пришел, чтобы спасти израильский народ. И тогда Симеон воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти слова подводят итог жизни этого праведного мужа, которая вся была проникнута ожиданием пришествия в мир Спасителя — Того, Который станет славой израильского народа, но будет «светом к просвещению язычников», то есть просветит Своей проповедью, Своим учением весь человеческий род, все народы земли.
Праздник Сретения Господня напоминает нам о цели христианской жизни. Цель христианской жизни заключается в том, чтобы еще на своем земном пути человек встретил Христа.
Если человек в своей земной жизни встретил Христа, ему не страшно умирать, потому что самое главное событие в его жизни произошло. Это та самая встреча, которая для нас является залогом вечной жизни, залогом того, что мы члены нового Израиля и нас ожидает новое небо и новая земля. Эта великая встреча — залог того, что по милости Божией и по благодати Святого Духа, если мы будем вести добрую, христианскую жизнь и исполнять евангельские заповеди, наше земное бытие увенчается не смертью, а успением и переходом в вечную жизнь.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И БОЛЯРИНА ФЕОДОРА
В 1246 году, желая убить нелояльного князя Михаила Черниговского, завоеватели предложили ему в Орде ради «уважения» к хану выполнить языческие обряды, зная, что для христиан это недопустимо. Как и ожидалось, князь и его боярин Феодор отказались, исповедав верность Христу. После убийства тела святых были брошены псам, но псы не тронули их, а ночью над мощами мучеников появился огненный столп. Русские перенесли мощи святых в Чернигов, где мощи находились до XVI века. В 1578 году по желанию царя Иоанна IV мощи были перенесены в Москву. Царь при этом сам составил службу на перенесение мощей. Мощи вначале положили в храме, посвящённом этим святым. В XVIII веке мощи перенесли в Сретенский собор (1770 год), а затем в Архангельский собор Московского Кремля (1774 год), где они и доныне пребывают под спудом.
ТРОПАРИ ПРЕПОДОБНОГО АВКСЕНТИЯ ВИФИНСКОГО
Преподобный Авксентий Вифинский (около 420–470) родился в знатной семье и был хорошо образован. При императоре Феодосии II он служил в придворной гвардии. Когда ему было 22 года, святой ушёл в один из монастырей Вифинии. Там он принял постриг и был посвящён в пресвитера. Стремясь к совершенству в молитве, преподобный несколько лет провёл уединённо в пещере на острове Оксия, затем в пещере Скопа в Вифинии (позднее там возник монастырь во имя преподобного Авксентия). Преподобный почитается как гимнограф. Для приходивших к нему паломников он слагал короткие – в 2–3 фразы – тропари, простые и назидательные. Среди тропарей преподобного Авксентия есть такие: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, Свят, Свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас» (перевод диакона В. Василика).