Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
4:2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
4:3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4:4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
4:5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
4:6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
4:7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
4:8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
4:9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
4:10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
4:11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;
4:12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Евангелие от Луки
11:42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
11:43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
11:44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
11:45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
11:46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Сораспяться Христу означает так принять слово Божие, чтобы оно приносило плод, чтобы величайшие Божественные заповеди, которые для одних являются великой мудростью, открывающей людям тайну человеческого бытия, а для других безумием (см. 1 Кор. 1, 23), — чтобы эти заповеди вошли в нашу плоть и кровь, преобразили наше сознание, укрепили нашу волю, чтобы мы могли сопротивляться и диаволу, и многим искушениям, и соблазнам, и каменистой почве, которая сегодня часто представлена современной бездуховной культурой и обезбоженной жизнью общества.
Обличение фарисеев
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Лк. 11: 42-46
В сегодняшнем Евангелии продолжается тема обличения фарисеев. Мы видим, что по содержанию приведенный текст в значительной степени дублирует речь Иисуса из 23-й главы Евангелия от Матфея. Отличия касаются деталей. Так, например, гробы, полные мертвых костей и всякой нечистоты, у Луки превращаются в «гробы скрытые»: образ пещеры, маркированной известью, чтобы люди случайно не осквернились от соприкосновения с ней, заменяется на образ немаркированной пещеры, ходя над которыми, люди не знают, что в них находится.
Законники у Луки выделены в отдельную группу, заслуживающую обвинения: именно они создают то толкование закона, которое делает его неисполнимым в силу обилия мелочных предписаний и запретов. Предсказание Иисуса о гонениях на Своих последователей в версии Луки превращается в ссылку на «премудрость Божию». Возможно, это аллюзия на один из ветхозаветных текстов, например, на следующие слова из 2-й Книги Паралипоменон: «И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его...» (2 Пар. 36:15–16).
Говоря о духовном состоянии законников и фарисеев, святитель Феофан Затворник отмечает, что когда эгоизм поселяется в сердце человека, то «становится человек, по сердечному строю, негодным ни к чему истинно доброму. Дать "десятину с мяты, руты и всяких овощей" еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Начало самоисправления — начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстанавливается правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен перед очами Божиими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться невзрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас».
Несмотря на резкие обличения в адрес фарисеев, Иисус неоднократно принимал их приглашения на обед. В одном случае «некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег» (Лк. 7:36). В другом случае «один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег» (Лк. 11:37). Иисус не избегал общения с отдельными лицами, относящимися к фарисеям. При этом, даже трапезуя в их домах, Он не стеснялся называть их «лицемерами», «неразумными», «гробами скрытыми» и прочими обидными наименованиями, обличая их в том, что они очищают внешность, тогда как внутренность их «полна хищения и неправды» (Лк. 11:39–44).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОЙ ТАВИФЫ ИКОНИЙСКОЙ
В книге Деяний описано много чудес святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дары Духа Святого. Одно из них было совершено апостолом Петром в портовом городе Иоппии (современная Яффа). В апостольский век здесь возникла христианская община, в которой была некая Тавифа, шившая для бедных рубашки. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, смысл имени Тавифы – (серна) дан в Деяниях, чтобы показать, что имена часто даются с особенным значением и Тавифа соответствовала своему имени – была внимательна и деятельна, как серна. Опечаленные внезапной смертью Тавифы вдовицы Иоппии со слезами просили апостола Петра прийти к ним. Когда он пришёл, то помолился за неё и сказал: «Тавифа, встань!» В этот момент Тавифа открыла глаза и встала. Это чудо стало известно всему городу и многих привело ко Христу.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ КОВРОВСКИЙ О ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ
Поминовение усопших у нас обычно сопровождается поминальной трапезой в память усопших. Этот добрый обычай, несомненно, имеет основание в церковном уставе, который трапезу всегда поставляет в непосредственную связь с богослужением. А узаконенное нашим уставом принесение в память усопших кутии как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Обычно у нас перед поминальной трапезой совершается заупокойная лития. Самая трапеза начинается вкушением принесённой из храма кутии. В конце трапезы пред последним кушанием в день погребения поётся стихира «Зряще мя безгласна и бездыханна», слова которой «вчерашний бо день беседовах с вами» так трогательно соответствует этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствие дорогого брата. После стихиры возглашается «Вечная память». В древних рукописях есть особая молитва над трапезой в память усопшего, в которой испрашивается: «Упокой душу раба Твоего (имя), творящим же память его милость, мир и прощение грехов даруй».