Седмица 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
2:20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
2:21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
2:22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
3:1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
3:2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3:3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
3:4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
3:5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
3:6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
3:7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Евангелие от Марка
11:11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
11:12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
11:13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
11:14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.
11:15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
11:16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
11:17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
11:18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
11:19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
11:20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
11:21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
11:22 Иисус, отвечая, говорит им:
11:23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
Евангелие от Луки
6:37 Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
6:40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
6:41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6:43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
6:44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, ибо самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом, с неправдой. Терпеливый человек — не тот, кто плывет по течению, кто меняется в угоду требованиям внешнего мира. Это человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства. Терпение как добродетель возвышает нас над суетой мира. Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее.
О неосуждении ближнего
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Лк. 6: 37-45
В Евангелии от Луки, которое читается сегодня, содержится расширенная версия поучения о суде человеческом и Божием, включающая несколько фрагментов, которые мы находим у Матфея в других местах. Человек призывается не только не судить, но и не осуждать и прощать.
«Мера», о которой Иисус говорит в Нагорной проповеди, у Луки расшифровывается при помощи четырех определений: добрая, утрясенная, нагнетенная и переполненная (подразумевается зерно, которое отсыпают покупателю на рынке). Слова «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» у Матфея применены к фарисеям (Мф. 15:14). Фраза «ученик не выше учителя» у Матфея вставлена в поучение двенадцати апостолам после их избрания (Мф. 10:24). Три завершающих фразы у Луки текстуально почти идентичны словам из Нагорной проповеди.
Разночтения и вариации у Матфея и Луки ученые объясняют тем, что они работали с одним и тем же первоисточником, но по-разному использовали его. Мы бы могли, со своей стороны, предположить, что Иисус часто повторял одни и те же образы и формулы («ученик не выше учителя», «если слепой ведет слепого», «какой мерой мерите») в разных контекстах. Использование одних и тех же формул-рефренов было характерной чертой речи Иисуса, и у нас нет оснований подозревать наличие редактора во всех случаях, когда одна и та же формулировка встречается у двух или трех Евангелистов в различных ситуациях.
Слова «да не судимы будете» указывают на перспективу Страшного суда. Иисус устанавливает прямую взаимозависимость между тем, как человек судит других, и тем, как Бог будет судить его. Слова «да не судимы будете» могут быть поняты и в том смысле, что окружающие люди будут судить о человеке так, как он судит о других.
Сознательный отказ от осуждения грешников не означает, что Иисус потворствовал греху. Напротив, Он очень ясно называет вещи своими именами и во многих поучениях предостерегает слушателей от совершения тех или иных грехов. Отказ от осуждения не отменяет перспективу Страшного суда, о которой Иисус напоминал неоднократно. За каждое злое дело человек получит воздаяние, а за добрые дела — награду.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО
В молодости преподобный Афанасий был воспитанником самозванца, которого поляки готовили для новой смуты на Руси. Став монахом одной из западнорусских обителей, преподобный решил отправиться к Московскому царю, чтобы рассказать ему о новом самозванце и попросить защиты от католических притеснений. Перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, услышал голос от Купятицкой иконы Богородицы: «Иду и Я с тобою!» Заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, преподобный Афанасий достиг Москвы и передал царю записку, где изложил причины своего путешествия и умолял Михаила Феодоровича заступиться за Православие. Сведения преподобного Афанасия о самозванце помогли избежать новой смуты, а его призыв к русскому царю способствовал воссоединению Украины с Россией.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БИБЛЕЙСКОГО НАИМЕНОВАНИЯ «ЕВРЕЙ»
Впервые в Библии евреем назван Патриарх Авраам (Быт. 14:13). Позже так стали звать всех потомков Авраама (Исх. 1 и далее) наравне с именем «израильтянин» (от второго имени внука Авраама Иакова – Израиль). Апостол Павел пишет: «Они евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» (2 Кор. 11:22). Каково происхождение слова «еврей»? Традиция знает две точки зрения. Согласно первой, оно идёт от Евера, праправнука Сима (сына Ноя) и предка Авраама. Так это объясняет историк Иосиф Флавий (Древности, I.6.4; I в. по Р. Х.). Согласно другой версии, слово «еврей» – это прилагательное от древнееврейского «э́вер» – «сторона», то есть еврей – «пришелец с той стороны», причём подразумевается сторона реки Евфрат, так как Авраам пришёл в Ханаан из Месопотамии, перейдя Евфрат. Как говорится в Книге Иисуса Навина: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Нав. 24:2–3).