Неделя 19-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
20:13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
20:14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
20:15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
20:16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!
20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
20:18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
11:31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
11:32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
12:1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
12:2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
12:3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
12:4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
12:5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
12:6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
12:8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
12:9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Евангелие от Луки
6:31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
6:32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
6:33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
6:34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
6:35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена. Может быть, в какие-то отдельные моменты жизни человек еще уязвляется совестью и говорит: «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, устремляется к деланию греха. И в ответ на это Господь нас наказывает. Боль, страдания – это наказание за наши грехи. И не только за грехи отдельного человека, но и, может быть, за грехи народа. Иначе мы и не понимаем такие явления, как войны, которые уносят жизни многих людей. В раю не могло быть войны. Среди святых не могло быть войны. Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом, оправдывая свой конфликт какими-то надуманными аргументами. Среди святых – мир.
Золотое правило христианской этики
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Лк. 6: 31-36
В сегодняшнем воскресном Евангелии провозглашается принцип, который называется «золотым правилом христианской этики». «Золотое правило» (впервые выражение «золотое правило» употреблено английским философом Ч. Гиббоном в начале XVII века) имеется в Евангелиях от Матфея и Луки и содержит основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми. У Луки изречение: «И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой «закона талиона», которая за ним следует. Общий контекст речи Иисуса у Луки — любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст.
Исследователями неоднократно отмечалось, что «золотое правило» является универсальным нравственным принципом, в той или иной форме отраженным в основных религиозных и философских системах древнего мира, включая античную философию, иудаизм, христианство, ислам, конфуцианство и буддизм. Оно нашло отражение и в философии нового времени, в частности, в «категорическом императиве» Канта. Однако мы должны отметить, что, за исключением античной философии и индуизма, с которыми Иисус вряд ли был знаком, все эти параллели относятся к эпохе, последовавшей за появлением христианства.
Что же касается Ветхого Завета, ближайшая косвенная параллель к «золотому правилу» — слова из книги Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15). Можно еще вспомнить совет из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Суди о ближнем по себе» (Сир. 31:17). Однако в первом случае мы имеем «золотое правило» лишь в отрицательной форме, а во втором принцип сформулирован столь обобщенно, что говорить о прямой связи между ними невозможно. Таким образом, очевидно, что, формулируя столь важный этический принцип, Иисус не имел перед глазами никакого литературного первоисточника.
«Золотое правило» продолжает служить одним из основополагающих нравственных ориентиров в христианской этике. Будучи связующим звеном между христианской и ветхозаветной этическими системами, оно одновременно связывает христианство с многими другими — как более ранними, так и более поздними — философскими и религиозными течениями.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОБРАЩЕНИЕ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ФЁКЛЫ КО ХРИСТУ
Святая равноапостольная Фёкла родилась в городе Икония. Как и диакон Стефан, она почитается первомученицей. Святая происходила из знатной семьи и была очень красива. В 18 лет её обручили с юношей из богатой семьи. Но, услышав проповедь апостола Павла, святая Фёкла стала его ученицей и ради Христа решила не вступать в брак. Мать Фёклы не принимала выбор дочери и принуждала её выйти замуж за обручённого жениха. Сам же обручник пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя в том, что апостол отвратил от него невесту. Когда в результате этой жалобы апостол был заключён в темницу, святая Фёкла ночью подкупила тюремных стражей, отдав им свои золотые украшения, и три дня провела в тюрьме, слушая учение апостола. Когда слуги её семьи обнаружили местонахождение Фёклы, её силой вернули домой.
ПРЕДАНИЕ О МОНАШЕСКОЙ ОБЩИНЕ АВВЫ АММОНА
Среди монахов Фиваиды (Египет) был смиренный авва Аммон († ок. 400). Он был настоятелем обители почти с 3 тысячами монахов, их называли тавениссиотами – по названию Тавенисского общежития. Они соблюдали Устав преподобного Пахомия Великого. По заведённому аввой Аммоном обычаю братия носили милоти, пищу принимали с покрытым лицом, опустив вниз глаза – чтобы не видеть, как ест близ сидящий брат, и не иметь повода судить о чужом подвиге или невоздержании. Во время трапезы царило совершенное молчание, как в пустыне, так как каждый брат исполнял своё правило втайне. «История египетских отцов» говорит, что братия за общую трапезу садились более для виду, нежели по необходимости, скрывая своё постничество. Некоторые братья раз или два подносили к устам руку, взяв хлеб или маслины, или чего-нибудь другого из предложенного на трапезе, и, вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны. Другие, съев немного хлеба, больше ничего не касались. Иные же довольствовались тремя ложками каши.