Седмица 34-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
3:11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
3:12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
3:13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
3:14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
3:18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
3:19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
3:20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
3:21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
3:22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Евангелие от Марка
12:18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
12:19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
12:20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
12:21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
12:22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
12:23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
12:24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
12:25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
12:26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
12:27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Заповеди блаженства
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Лк. 6: 17-23
Комментарий митрополита Илариона:
В Евангелии от Луки всего четыре заповеди блаженства вместо девяти заповедей у Матфея. Сегодня мы читаем их, прославляя память преподобного Серафима Саровского, который за свою подвижническую жизнь удостоился духовного блаженства, когда ещё жил на этой земле.
Блаженства представляют собой цельную духовную программу: в них перечислены качества, которыми должен обладать последователь Иисуса. Термин «блаженство» указывает не просто на обычное, земное, человеческое счастье, но на то состояние, которое имеет ярко выраженное религиозное измерение. В псалмах этот термин практически везде увязывается с верой человека в Бога, надеждой и упованием на Него, страхом перед Ним, исполнением Его закона, пребыванием в Его доме, а также с отпущением грехов.
Нищета духа, о которой говорится в первой заповеди, объясняется свт. Иоанном Златоустом так: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем... Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих».
По аналогии с тем, как следующая заповедь призывает алкать и жаждать не хлеба, а правды Божией, заповедь о плачущих тоже понимается в духовном смысле. Свт. Филарет (Дроздов), разъясняя это, говорит: «Блаженны плачущие о правде и добродетели, которых не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали Бога».
В последней заповеди, по версии Евангелия от Луки, Иисус раскрывает Себя не только как источник всех перечисленных заповедей, но и как главную причину, по которой Его последователи будут гонимы. Они будут гонимы не потому, что они нищие духом или плачущие, но потому, что они веруют в Него, являются Его последователями, исполняют Его заповеди. Иными словами, они будут гонимы не за те или иные качества и не за следование тем или иным нравственным установкам, а за то, что они делают все это во имя Его: будут гонимы именно как христиане.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Когда преподобный Серафим стал подвизаться в отшельничестве, он, как древние подвижники, начал молиться на столпе (огромном камне) в течение тысячи дней и ночей. Диавол, посрамлённый преподобным Серафимом, наслал на него грабителей. Подойдя к подвижнику, работавшему на огороде, они стали требовать от него денег. У преподобного Серафима в это время был в руках топор, он был физически силён и мог бы обороняться, но не захотел и сказал грабителям: «Делайте, что вам надобно». Разбойники обухом проломили ему голову, сокрушили келлию и, ничего не найдя в ней, ушли. Восемь суток пролежал преподобный Серафим, страдая от ран и возлагая надежду на помощь Божию. Затем ему явилась Царица Небесная вместе с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.
БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА С И. Я. КАРАТАЕВЫМ О ПОЧИТАНИИ ИКОН
Молодой офицер Иван Яковлевич Каратаев не почитал святые иконы, думая, что икона, писанная рукою человека, особенно грешного, не может быть угодна Богу и поэтому не имеет благодати. В марте 1831 года, проезжая через Саров, он заехал к преподобному Серафиму. Старец позвал офицера в свою келлию, благословил, исповедовал и начал говорить о его заблуждении: «Как худо и вредно для нас желание исследовать Таинства Божии, недоступные человеческому уму, например: как действует благодать Божия чрез святые иконы, как она исцеляет грешных, подобных нам с тобой, и не только тело их, но и душу; так что и грешники, по вере в находящуюся в них благодать Христову, спасались и достигали Царства Небесного. Ещё в Ветхом Завете при кивоте Завета были золотые херувимы; а в Церкви новозаветной евангелист Лука написал лик Божией Матери; и Спаситель оставил нам Свой нерукотворный образ. Не нужно внимать подобным хульным помыслам, за которые вечная казнь ждёт духа лжи и сообщников его в день Страшного Суда».