Седмица 2-я по Пасхе. Радоница
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Деяния святых Апостолов
4:1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
4:2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
4:3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4:4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
4:5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
4:6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
4:7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
4:8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
4:9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
4:10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Евангелие от Иоанна
3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
3:17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
3:18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
3:19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
3:20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
3:21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение – диавол. В центре его бытия – он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, все было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного «я» и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние. Смиренный же человек – это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека – забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя.
О любви Бога к миру
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Ин. 3:16-21
Читаемые сегодня слова из беседы Иисуса с Никодимом в каком-то смысле являются квинтэссенцией всего Евангелия. Они говорят о главной причине, по которой произошло Боговоплощение: о любви Бога Отца к роду человеческому. Следствием этой любви является крест, на который Сын Божий и Сын Человеческий будет вознесен. Иисус не видел никакого другого исхода для Своей жизни: Он пришел в этот мир, чтобы умереть за людей — за тех, кого любит Его Отец.
В беседе с Никодимом, одним из религиозных лидеров народа Израильского, Иисус подчеркивает, что Его миссия не относится исключительно к богоизбранному народу: Бог возлюбил мир, а не только один народ; через веру в Иисуса может спастись всякий, а не только всякий Израильтянин.
В синоптических Евангелиях идея всемирной миссии Иисуса соседствует с представлением о том, что Он послан «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Если бы не было Евангелия от Иоанна, можно было бы подумать, что сознание вселенскости собственной миссии приходило к Иисусу постепенно. При жизни Он говорил ученикам: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5–6). И только после воскресения заповедал им: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Не такую картину рисует Евангелие от Иоанна. Здесь Иисус представлен с самого начала знающим и о том, что Его ожидает, и о том, какое значение будет иметь Его смерть на кресте для всего рода человеческого.
В заключительной части беседы с Никодимом доминирует идея суда. Пришествие в мир Сына Божия становится судом для мира, но не потому, что Сын Божий пришел судить мир, а потому, что каждый человек должен теперь сделать выбор — в пользу правды (истины) или зла, в пользу света или тьмы. Суд Божий не является внешним, сторонним фактором по отношению к миру и людям: они сами вершат над собою суд, сами выбирают свою судьбу, когда либо принимают пришедший к ним свет, либо отвергают его.
При этом суд мыслится не как событие далекого будущего, а как то, что происходит здесь и теперь: уверовавший избавляется от суда, а не уверовавший уже осужден.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ЯВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ПЕСНОПИСЦУ
Преподобный Иосиф Песнописец (IX век) был монахом в Константинополе. Во время новой волны иконоборчества в 841 году он отправился в Рим, чтобы известить о происходящем Римского папу. Во время путешествия корабль преподобного захватили арабские пираты, и святого увезли пленником на остров Крит. В темнице преподобному Иосифу явился святитель Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на котором было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого Иосиф получил дар слова, так как ему предстояло утверждать в вере других пленников. Среди узников был епископ, готовый поддержать иконоборцев. Преподобный укрепил его в вере, и позднее, когда арабы принуждали епископа отречься от Христа, тот не отрёкся от Православия и принял мученическую смерть.
РАДОНИЦА
Радоница – первое поминовение усопших после Пасхи, совершающееся во вторник на Фоминой седмице. Это русская традиция. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святи‑ тель Афанасий (Сахаров) пишет: «Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших по слу‑ чаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в своё время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших буднич‑ ных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В те‑ чение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы поста и седмицу Пасхи всегда скопля‑ ется немало таких памятей об усопших, кото‑ рые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Та‑ ковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя ещё совершать панихиду, как должно быть при поминовении…»