1-я приуготовительная седмица к Великому Посту
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
2:8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
2:9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
2:10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
2:11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
2:12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
2:13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
2:14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
2:15 Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
2:16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
2:17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Евангелие от Марка
14:3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
14:4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
14:5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
14:6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
14:7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
14:8 Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
14:9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.
Слово Божие – это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно – нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной Вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.
Иисус в доме Симона прокаженного
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, —пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.
Мк. 14: 3-9
Событие, описанное в сегодняшнем Евангелии, происходит в доме Симона прокаженного: Иисус возлежит в доме, неназванная женщина «с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного», разбив сосуд, возливает миро на голову Иисуса, негодование выражают «некоторые», называя сумму, за которую можно продать миро (более трехсот динариев), Иисус говорит о том, что она приготовила Его к погребению.
О Симоне-прокаженном, которого упоминают Матфей и Марк, ничего не известно. Был ли он прокаженным в тот момент, когда Иисус посещал его дом, или он был одним из тех, кого Иисус исцелил? Блаженный Иероним считает, что к моменту прихода Иисуса он уже не был прокаженным: «после того, как он был исцелен Спасителем, он оставался с прежним именем, чтобы явить силу Целителя». Иоанн Златоуст тоже считает, что Симон был исцелен от проказы.
Имел ли Симон-прокаженный из Вифании какое-либо отношение к Симону-фарисею, упоминаемому у Луки в эпизоде, в котором женщина-грешница помазывает ноги Иисуса миром (Лк. 7:40)? Судя по всему, никакого, если только не считать эпизод, рассказанный Лукой, переработкой того, который описан у Матфея и Марка. Имя Симон было одним из самых распространенных в Иудее.
Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна отождествляется с Марией, сестрой Лазаря, у Матфея и Марка остается безымянной. Она помазывает драгоценным миром голову Иисуса, что вполне соответствует общепринятой практике. Необычным является то, что она разбивает сосуд: такая практика не подтверждается ни литературными источниками, ни археологическими раскопками. Женщина разбивает сосуд или потому, что спешит (боится, что ее прогонят?), или чтобы дать возможность маслу вытечь в большом количестве. Именно это вызывает недоумение и негодование учеников: зачем такая трата? Почему использовано столь много драгоценного мира?
Слова Иисуса о нищих являются очередным Его предсказанием о Своей смерти.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО
Святитель Иннокентий – первый Иркутский епископ. Он чуть более четырёх лет возглавлял Иркутскую кафедру (с 1727 года), но непрестанными трудами смог заложить основу для успешного развития епархии. Святитель почил в 1731 году и был погребён в Тихвинском храме Вознесенского монастыря Иркутска. Паства почитала его святым, и уже с 1755 года зафиксированы случаи чудесной помощи по молитвам к святителю. Через 19 лет во время ремонта обнаружили, что мощи святого, несмотря на сырость склепа, нетленны. Во время пожара 1783 года в обители сгорели все келлии и храмы, кроме Тихвинского, где пребывали мощи святого. В 1800 году жители Иркутска ходатайствовали об открытии мощей. В 1805 году состоялось торжественное открытие мощей, а дни памяти святителя Иннокентия внесены в календарь Русской Православной Церкви.
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ О ЗЕМНОМ СЛУЖЕНИИ ХРИСТА
Подумай о том, какие тяжкие труды подъял наш Спаситель, чтобы научить нас истине. Чтобы сотворить всё сущее, Ему было достаточно сказать только одно слово: «яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася» (Пс. 148:5). Однако, чтобы научить нас Своей воле и открыть нам сокровища Своей премудрости, Он совлёкся величия, приняв образ раба, «сделавшись подобным человекам» (Флп. 2:7), и перенёс все скорби, которые всегда испытывали учители и проповедники Божественного Слова. Что ещё могла сделать для нас Неложная Истина более того, что Она ипостасно открылась нам и научила нас истине? Каким другим способом наш Учитель явил бы нам Свою любовь, как не теми трудами, которые Он понёс: Он поднимался в горы и спускался с них, обошёл Своими ногами всю Иудею, на Его долю выпало столько бесчестий! Его называли и обжорой, и пьяницей, и бесноватым – и всё это для того, чтобы показать нам путь, ведущий к жизни. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф. 4:23).