Седмица 28-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
1:6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
1:7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
1:8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
1:9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
1:10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
1:11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
1:12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
1:13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
1:14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
1:16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
2:1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Евангелие от Луки
20:9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
20:10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
20:11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
20:12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
20:13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
20:14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
20:15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
20:16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
20:17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
20:18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Ничего в нашем мире не может совершаться вопреки Божиему Закону, мы все это хорошо понимаем, когда речь идет о Богом созданных физических законах жизни. Все понимают, что яблоко падает на землю, а не в небо. И никому в голову не приходит опровергать этот очевидный закон тяготения. Но мы с легкостью игнорируем Божии нравственные законы, которые Он вложил в природу человека. А результат игнорирования тот же самый: если человек захочет спрыгнуть с высокого дома, думая, что не сработает закон тяготения, он разобьется (и это очевидно для каждого), но точно также мы разбиваемся как личность, теряем стержень жизни, опору жизненную, разрушаем себя и своих ближних, разрушаем свои семьи, страну неоднократно разрушали только потому, что считаем недейственными Божии нравственные законы. Если Господь сказал, что щедро пожинает тот, кто щедро сеет, – это закон. Это не гипотеза, это не предположение – это закон, и вне этого закона не может быть никакого доброго урожая, а вместе с ним и доброго собирания в радость себе, своим ближним, своей семье, своему народу, своему Отечеству.
Притча о злых виноградарях
И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Лк. 20: 9-18
В притче о злых виноградарях, которую мы читаем сегодня, Иисус с наибольшей прямотой говорит, что Царство Небесное будет отнято у народа, который отверг Сына Божия.
Древние толкователи видели в этой притче целый набор тем, имеющих отношение к судьбе народа Израильского. Иоанн Златоуст насчитывает восемь таких тем: «Настоящей притчей Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета; что чрез смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены».
Современные толкователи обычно сводят содержание притчи к двум или трем основным темам. Один из таких толкователей выделяет в притче три темы:
1) Бог многомилостив и терпеливо ждет, пока Его народ принесет должный плод, ждет даже тогда, когда люди постоянно открыто восстают против Него;
2) придет день, когда терпение Божие истощится, и все, отвергшие Его, будут истреблены;
3) замысел Божий не будет нарушен, ибо Он поставит новых вождей, и те принесут плоды, которых не сумели принести первые «виноградари».
Все эти темы, безусловно, присутствуют в притче. И все же, если попытаться услышать притчу ушами тех, кто слышал ее из уст Иисуса, то окажется, что наиболее чувствительной темой, которую Он затронул, была тема земли: в Его словах не могли не услышать предсказания о том, что иудеи лишатся той самой обетованной земли, которая была им так дорога. Именно эта струна резонировала в их сердцах наиболее сильно.
Их вряд ли волновало то, что от них отнимется некое гипотетическое «Царство Божие», о котором Иисус так часто говорил. Но то, что они могут потерять свой виноградник — тот, который Бог отдал в их руки, потерять свою маленькую землю, которую они уже несколько раз теряли, но на которую продолжали упорно возвращаться, — эта мысль не могла не задевать их глубоко и сильно.
Камнем, который «отвергли строители», но который «сделался главою угла» (Лк. 20:17), является Сам Иисус.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ АМФИЛОХИЯ ИКОНИЙСКОГО
Святитель Амфилохий Иконийский (около 340/345 – после 394) – один из великих каппадокийских отцов Церкви. Он приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову. В юности будущий святитель получил хорошее образование и шесть лет работал адвокатом в Константинополе. В начале 370-х годов он оставил службу, но необходимость заботиться о престарелом отце не позволила ему избрать отшельническую жизнь. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого Амфилохий был избран епископом города Икония (провинция Ликаония в Малой Азии). Святитель Амфилохий принял активное участие в борьбе против арианства и был среди отцов II Вселенского Собора (381). Именно он настоял на том, чтобы император Феодосий I Великий издал эдикт 383 года, запрещающий еретикам устраивать церковные собрания внутри города.
О КОНЧИНЕ ПРАВЕДНОЙ ТАРСИЛЛЫ
Святитель Григорий Двоеслов (VI век) в «Беседах на Евангелие» рассказывает о своей тётке, праведной Тарсилле. Она отличалась постоянной молитвой и воздержанием и этими добродетелями достигла святости. Она была извещена о скорой кончине своим прадедом Феликсом, который некогда был Римским епископом. Святитель Феликс, явившись и показав ей сияние Царства Божия, позвал её к себе. Сразу после видения Тарсилла заболела лихорадкой. У смертного одра её было много людей; по обычаю они пришли, чтобы утешить родственников. Окружённая людьми, Тарсилла вдруг взглянула вверх и увидела идущего Спасителя, отчего стала кричать окружающим: «Отойдите! Иисус идёт!» Когда она устремила взгляд на явившегося ей Христа, она скончалась. Момент исхода души из тела сопровождался удивительным благоуханием. При омовении тела на коленях и локтях праведницы обнаружили грубые наросты, образовавшиеся от долгих коленопреклонённых молитв, так что мёртвое тело её засвидетельствовало то, что делала душа при жизни.