Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
1:25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
1:26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
1:27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
1:28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
1:29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Евангелие от Луки
11:47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
11:48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
11:49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
11:50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
11:51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
11:52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
11:53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
11:54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
12:1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Для того чтобы борьба с грехом была успешной, мы должны ясно понимать, что из себя представляет грех. Когда мы согрешаем, мы совершаем нечто противное Божией воле. Мы как бы отказываемся от Бога. Сознательно это не происходит, мы остаемся людьми верующими, мы в Господа верим, но если мы отказываемся совершать Его волю, то отказываемся от Него. Мы вытесняем Бога своими мыслями, словами, делами. Конечно, мы этого не хотим, но делаем это всякий раз, когда совершаем грех.
Предостережение от фарисейского лицемерия
Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Лк. 11: 47–12: 1
Как видно из сегодняшнего Евангелия, Иисус проводил прямую линию преемства между теми, кто во времена Ветхого Завета убивал пророков, и Своими современниками, книжниками и фарисеями. По какой причине Иисус возлагает вину за пролитие всей крови от Авеля до Захарии на фарисеев и книжников? По той же причине, отвечает Иоанн Златоуст, по какой в другом месте Бог возложил вину отцов на детей «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). Он это сделал «не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху».
Об Авеле Иисус напоминает потому, что он был убит из зависти, а убийство Иисуса фарисеи замышляют тоже из зависти. Приводя примеры ветхозаветных праведников и пророков, говоря об их насильственной смерти, Иисус предсказывает собственную смерть. Она станет еще одним преступлением, стоящим в одном ряду с теми, которые были совершены «отцами» фарисеев и книжников Его времени. Слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что Он осуждает фарисеев за почитание древних пророков, заботу об их гробницах. Но Он показывает, что подлинное почитание пророков должно выражаться в том, чтобы не повторять ошибок тех, кто были их гонителями и убийцами. Хотя фарисеи отрекаются от преступлений своих отцов, через убийство Праведника они станут их сообщниками в пролитии крови «пророков, мудрых и книжников».
Выражение «взяли ключ разумения» — единственное в своем роде во всем корпусе Евангелий, как и единственный случай употребления слова «знание», «разумение». Оно подразумевает, что для понимания закона требуется ключ, то есть правильная интерпретация. Объявив себя единственными легитимными толкователями закона Моисеева, законники похитили и присвоили этот ключ. Образ ключа созвучен тому, что Иисус говорил о фарисеях у Матфея: что они запирают людям вход в Царство Небесное.
Закваска, образ которой употребляется в сегодняшнем Евангелии, является микробиологическим элементом, добавляемым в пищу в определенных целях. В хлеб закваска (дрожжи) добавляется для придания ему пышности и вкуса. Благодаря закваске тесто вскисает и при выпечке «поднимается». В данном случае под закваской понимается тот фермент, который, пропитывая собой все учение фарисеев и саддукеев, делает его непригодным к тому, чтобы открывать путь в Царство Небесное. Этот фермент Иисус и называл лицемерием.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПОСЛАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО НОВАЦИАНУ
Если ты против воли доведён был до этого, как ты говоришь, можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Всё надлежало претерпеть, чтобы только не разделить Церковь Божию. Перенести мучение ради того, чтобы не разделить Церковь, было бы не менее похвально, чем пострадать за отказ от жертвоприношения идолам. А по моему мнению, было бы даже выше. Там человек претерпевает мучение только ради одной своей собственной души, a здесь – ради всей Церкви. Если бы ты даже и теперь убедил или принудил братьев возвратиться к единомыслию, то заслуга твоя была бы более вины, и вина не вменилась бы, а заслуга вызвала бы похвалы. Если же ты не в состоянии будешь сделать этого вследствие неповиновения братьев, то, по крайней мере, старайся спасти душу свою. Желаю тебе сил для мира о Господе.
«ЛУГ ДУХОВНЫЙ» ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МОСХА ОБ АВВЕ ЮЛИАНЕ
Один из палестинских отцов, авва Юлиан, нёс подвиг столпничества. Господь отметил авву многими духовными дарами. Одно из чудес явило власть святого над животным миром. В его местности появился лев, часто нападавший на людей. Однажды авва сказал ученику Панкратию: «Отправься за две мили отсюда к югу и найдёшь там лежащего льва. Скажи ему: “Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности”». Когда ученик нашёл льва, то произнёс всё, что велел старец; после чего лев удалился и более никому не досаждал. Другой случай, о котором говорит «Луг духовный», связан с кончиной столпника Симеона. Этот авва был поражён молнией во время молитвы на столпе. Когда это случилось, авва Юлиан, который был на расстоянии 24 миль, попросил учеников положить ладан в кадило. Так как час был неурочный для каждения, ученики попросили пояснить смысл просьбы. Тогда авва сказал, что авва Симеон в городе Эгов скончался, убитый молнией, и что душа его отходит на небеса с радостью.