1-я приуготовительная седмица к Великому Посту
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:8 Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
1:9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
1:10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас.
2:1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2:2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
2:3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
2:4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
2:5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
2:6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Евангелие от Марка
13:31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
13:32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
13:33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
13:34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
13:35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
13:36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
13:37 А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
14:1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
14:2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Что общего между светом и тьмой? Ничего! А что происходит, когда свет смешивается с тьмой? Сумерки. Серость. Вот такой серой становится наша жизнь, какой бы внешне красивой она ни была, когда мы смешиваем добро со злом, когда мы не видим по-настоящему яркий свет. Подлинная красота жизни — это красота Божественного света. И когда мы верим в Господа, когда мы обращаемся к Нему с молитвой, когда мы у Него просим прощения, мы освобождаемся от этой серости, мы становимся светлыми и сильными, где бы мы ни жили и какое бы положение в обществе мы ни занимали. И это не временная сила — это сила вечная, которая распространяется за пределы времени и пространства и уходит в вечность. Да поможет Господь нам всем жить в этом Божественном свете!
Наставление о бодрствовании
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Мк. 13: 31 – 14: 2
В продолжение речи о признаках и сроках Своего второго пришествия Иисус, отвечая ученикам на вопрос: «Когда всё сие должно совершиться?» (Мк. 13:4), говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Эти слова ясно показывают, что даже Сам Иисус, зная о последовательности событий, не обладал по Своей человеческой природе полным знанием о том, какой промежуток времени пройдет между этими событиями, а именно, взятием и разграблением Иерусалима, с одной стороны, и Его вторым пришествием и кончиной века — с другой. Этот важнейший фактор необходимо учитывать при рассмотрении речи Иисуса, в которой Он предсказывает — одно за другим — события ближайшего будущего и события отдаленного будущего.
Основной мыслью следующей части поучения является призыв к бодрствованию. У Марка этот призыв перерастает в притчу об ожидании хозяина дома.
В притче есть свой мини-сюжет, и он связан с появлением нового персонажа: привратника. Палестинские дома обычно отделялись от улицы оградой и внешними воротами, у которых должен был находиться привратник: в значительной степени именно от его бодрствования зависела безопасность дома. Привратник, или сторож — это человек, бодрствующий среди ночи, пока другие спят. Он бдит, охраняя дом и ожидая возвращения господина.
Слова из притчи «вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» указывают на четыре стражи ночи. Ночь делилась на четыре стражи согласно римской системе времяисчисления, и не случайно именно это деление имеется в виду у Марка, писавшего свое Евангелие, как предполагается, для христиан Рима.
Образ привратника не отражен в апостольских посланиях. Однако он нашел неожиданное продолжение в восточно-христианском учении о трезвении как духовном бодрствовании. Практика ночной молитвы в христианской литургической и монашеской традициях — лишь один из примеров того, как призыв Иисуса к бодрствованию получил вполне конкретное практическое воплощение. Однако этот призыв обращен не только к монахам, этот призыв имеет универсальный смысл, сохраняя актуальность во все времена и для всех христиан.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
АФОНСКИЙ ПАТЕРИК О СВЯТИТЕЛЕ САВВЕ II СЕРБСКОМ
Преемник святого Арсения Сербского Савва II был младшим братом первовенчанного краля Сербского Стефана и племянником великого Саввы, первого архиепископа Сербского. Предслав, так звался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди и в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и прожил там немалое время, потом подвизался на Афоне. После преставления святителя Арсения в 1263 году святой Савва был избран третьим по счёту Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет, до самой своей блаженной кончины. В сане первосвятителя подражал Савва жизни предшественников. Любимой добродетелью его была кротость.
О ВЫБОРЕ МЕСТА ДЛЯ УСПЕНСКОГО ХРАМА КИЕВО- ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ
Когда из Константинополя прибыли в Киево-Печерский монастырь греки для строительства Успенской церкви, они спросили у преподобного Антония, где её возводить. Антоний же сказал: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «Обрёл ты благодать передо мной». Антоний же сказал: «Господи, если я обрёл благодать перед тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое Тебе угодно освятить, пусть будет сухо». Наутро нашли сухим то место, где ныне церковь стоит, а по всей земле была роса. На другую же ночь, также помолившись, Антоний сказал: «Пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. В третий же день воздел руки к небу и сказал Антоний громким голосом: «Услышь меня, Господи, ныне отметь место огнём, пусть разумеют все, что тебе оно угодно». И тотчас пал огонь с неба и пожёг все деревья и терновник, росу полизал и долину выжег, рву подобную. Так положено было начало той Божественной церкви.