Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
13
Ноября / 2024 ГОД
По новому стилю
31
Октября
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Послание апостола Павла к Колоссянам
1:18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
1:19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
1:20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
1:21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
1:22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Евангелие от Луки
11:42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
11:43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
11:44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
11:45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
11:46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Цитата Патриарха

Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: терпением стяжите души ваши (см. Лк. 21, 19).

Евангелие дня

Обличение фарисеев

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Лк. 11: 42-46

В сегодняшнем Евангелии продолжается тема обличения фарисеев. Мы видим, что по содержанию приведенный текст в значительной степени дублирует речь Иисуса из 23-й главы Евангелия от Матфея. Отличия касаются деталей. Так, например, гробы, полные мертвых костей и всякой нечистоты, у Луки превращаются в «гробы скрытые»: образ пещеры, маркированной известью, чтобы люди случайно не осквернились от соприкосновения с ней, заменяется на образ немаркированной пещеры, ходя над которыми, люди не знают, что в них находится.

Законники у Луки выделены в отдельную группу, заслуживающую обвинения: именно они создают то толкование закона, которое делает его неисполнимым в силу обилия мелочных предписаний и запретов. Предсказание Иисуса о гонениях на Своих последователей в версии Луки превращается в ссылку на «премудрость Божию». Возможно, это аллюзия на один из ветхозаветных текстов, например, на следующие слова из 2-й Книги Паралипоменон: «И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его...» (2 Пар. 36:15–16).

Говоря о духовном состоянии законников и фарисеев, святитель Феофан Затворник отмечает, что когда эгоизм поселяется в сердце человека, то «становится человек, по сердечному строю, негодным ни к чему истинно доброму. Дать "десятину с мяты, руты и всяких овощей" еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Начало самоисправления — начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстанавливается правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен перед очами Божиими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться невзрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас».

Несмотря на резкие обличения в адрес фарисеев, Иисус неоднократно принимал их приглашения на обед. В одном случае «некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег» (Лк. 7:36). В другом случае «один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег» (Лк. 11:37). Иисус не избегал общения с отдельными лицами, относящимися к фарисеям. При этом, даже трапезуя в их домах, Он не стеснялся называть их «лицемерами», «неразумными», «гробами скрытыми» и прочими обидными наименованиями, обличая их в том, что они очищают внешность, тогда как внутренность их «полна хищения и неправды» (Лк. 11:39–44).

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

ТРАДИЦИЯ МНОГОДНЕВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛИТУРГИИ ПОСЛЕ ХИРОТОНИИ

Блаженный Симеон Солунский (†1429), отвечая на вопрос: «Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает литургию, равно как и пресвитер?» – пишет: «В течение семи дней сряду он совершает литургию со священником, как в честь даров Духа, так и для того, чтобы научиться делу, а равно и для того, чтобы дело Божие отнюдь не прекращалось в продолжение седмицы дней, которая означает настоящую, по седмицам протекающую, жизнь нашу, в которую во всю непрестанно мы должны совершать дело Божие. Ибо в будущей жизни будет единый и неизменяющийся день, и совершение дела Божия единое и непрестанное». Вопрос, рассмотренный святым Симеоном, свидетельствует о современной ему практике Греческой Церкви. В России сложился обычай служения сорокоуста после хиротонии, но смысл его тот же.

БОГОСЛУЖЕБНАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПО АПОКАЛИПСИСУ

Апокалипсис отражает литургическую практику древней Церкви и показывает, насколько стройный порядок был выработан в богослужении уже к концу I века. Литургическая тема пронизывает всё послание. Подобный Сыну Человеческому явился апостолу на острове Патмос «в день воскресный» (Откр. 1:10), то есть в день богослужебного собрания. Вступление (Откр. 1:1–8) и заключение (Откр. 22:6–21) имеют черты богослужебного диалога между чтецом и общиной (например: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего» (Откр 1:3)). Как и другие послания апостолов, Откровение предполагало прочтение на богослужебных собраниях. Одно из главных видений книги – Бог, сидящий на Престоле, Агнец, «как бы закланный», и 24 старца (4-я глава) – создаёт картину литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред Престолом и Агнцем – в то время, как херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь…» Под Престолом – души убиенных за слово Божие; это гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru