Неделя 16-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
24:13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
24:14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
24:15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
24:16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
24:17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
24:18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
24:19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
24:20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
24:21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
24:22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
24:23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24:24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
24:25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
24:26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
24:27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
24:28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
24:29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
24:30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
24:31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
24:32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
24:33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
24:34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
24:35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
6:1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
6:2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
6:3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
6:4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
6:5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6:6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
6:7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
6:8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
6:9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
6:10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Евангелие от Матфея
25:14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
25:15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
25:16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
25:17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
25:18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
25:19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
25:20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
25:22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
25:23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
25:24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,
25:25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
25:26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л;
25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет;
25:30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангелие от Луки
6:31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
6:32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
6:33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
6:34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
6:35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
На пути спасительного делания много искушений, соблазнов и трудностей. И верующий человек должен точно знать, как ему следует поступать в конкретных жизненных обстоятельствах, как ему нужно бороться со своими грехами. Святоотеческая мысль доносит до нас мудрые советы, следуя которым, мы действительно можем стать лучше. Некоторым кажется, что исправление своей собственной жизни — это непосильный труд, принятие Божиих заповедей на себя — это тяжелейшая ноша. Но мы знаем слова Самого Господа: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Трудным всё кажется до тех пор, пока не начнешь поднимать это бремя, но когда это происходит, человек чувствует, насколько бремя Божественных заповедей легко и как меняется душа, как меняется жизнь.
Золотое правило христианской этики
И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Лк. 6: 31-36
В сегодняшнем воскресном Евангелии провозглашается принцип, который называется «золотым правилом христианской этики». «Золотое правило» (впервые выражение «золотое правило» употреблено английским философом Ч. Гиббоном в начале XVII века) имеется в Евангелиях от Матфея и Луки и содержит основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми. У Луки изречение: «И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой «закона талиона», которая за ним следует. Общий контекст речи Иисуса у Луки — любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст.
Исследователями неоднократно отмечалось, что «золотое правило» является универсальным нравственным принципом, в той или иной форме отраженным в основных религиозных и философских системах древнего мира, включая античную философию, иудаизм, христианство, ислам, конфуцианство и буддизм. Оно нашло отражение и в философии нового времени, в частности, в «категорическом императиве» Канта. Однако мы должны отметить, что, за исключением античной философии и индуизма, с которыми Иисус вряд ли был знаком, все эти параллели относятся к эпохе, последовавшей за появлением христианства.
Что же касается Ветхого Завета, ближайшая косвенная параллель к «золотому правилу» — слова из книги Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15). Можно еще вспомнить совет из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Суди о ближнем по себе» (Сир. 31:17). Однако в первом случае мы имеем «золотое правило» лишь в отрицательной форме, а во втором принцип сформулирован столь обобщенно, что говорить о прямой связи между ними невозможно. Таким образом, очевидно, что, формулируя столь важный этический принцип, Иисус не имел перед глазами никакого литературного первоисточника.
«Золотое правило» продолжает служить одним из основополагающих нравственных ориентиров в христианской этике. Будучи связующим звеном между христианской и ветхозаветной этическими системами, оно одновременно связывает христианство с многими другими — как более ранними, так и более поздними — философскими и религиозными течениями.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНФИМА НИКОМИДИЙСКОГО
Когда началось Диоклетианово гонение, епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Святой Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Воины, которых Максимиан послал на поиски епископа Анфима, случайно встретили его на дороге. Святой Анфим пригласил воинов в дом, накормил обедом, а затем назвал себя. Воины, уверовав во Христа, хотели отпустить святого и сказать императору, что не нашли его. Однако святой Анфим, не терпевший лжи, повелел им исполнить приказание правителя. По приказанию императора Максимиана святой Анфим был подвергнут мучениям и усечён мечом.
О СВЯТОЙ ФИВЕ, ДИАКОНИСЕ КЕНХРЕЙСКОЙ
Кроме двенадцати и семидесяти апостолов было ещё много святых, подвизавшихся на ниве евангельской. Так, апостол Павел писал, что Иисус Христос по Воскресении Своём явился Кифе, потом двенадцати, потом же явился более чем пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:5–6). В другом послании он упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, чьи имена написаны в книге жизни (Флп. 4:3). Однако лишь о некоторых в предании церковном остались сведения. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам достаточно подробно говорит о святой Фиве, жившей близ Коринфа в пристани Кенхрейской (Рим. 16:1–2). Из слов апостола известно, что она была диаконисой Церкви Кенхрейской и помощницей многим, в том числе самому апостолу Павлу. И поэтому апостол посылает её в Рим ради благовестия Христова. Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого места послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».