Седмица 6-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
18:22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
18:23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
18:24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
18:25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
18:26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
18:27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
18:28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Евангелие от Иоанна
12:36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
12:37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
12:38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
12:39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
12:40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
12:41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
12:42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
12:43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
12:44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
12:45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
12:46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
12:47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Победа Христа над смертью есть разрушение Им всякой ограниченности, а вместе с ней – всякого страдания. Бог есть Жизнь и Источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле присутствует только там, где Бог. А рай – это и есть то место, где Бог; и потому – там жизнь. Христос Своим Воскресением сделал возможным блаженную жизнь нашу после смерти – не нахождение в мрачном шеоле, в аду, где есть только некое существование под тяжестью абсолютного страдания, но жизнь там, где Бог, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашу жить вечной блаженной жизнью.
Веруйте в свет
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Ин. 12:36-47
Глагол «возгласил», который употребляется в сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна, указывает на значительное повышение громкости голоса и на то, что предваряемая им краткая речь Иисуса подводит итог многих линий Его учения.
Вера в Иисуса есть вера в Пославшего Его. Этот тезис суммирует то, что Иисус неоднократно говорил иудеям о Своем нерасторжимом единстве с Отцом. Он послушен Отцу и выполняет волю Его (Ин. 6:38), но в то же время, в отличие от земного посланника, Он равен Отцу (Ин. 5:18). Это делает Его миссию уникальной и несопоставимой с какими бы то ни было формами земного посланничества или посольства. Видение Иисуса есть видение Отца. Бог Отец по Своей природе невидим, однако Богочеловек Иисус делает Его видимым для людей.
Иисус есть свет миру. Эта тема проходит через все четвертое Евангелие и возникает в нескольких речах Иисуса, перед разными аудиториями. Верующий в Иисуса не остается во тьме. Затрагивается, опять же, ключевая тема проповеди Иисуса, отраженная и у синоптиков, и в четвертом Евангелии. Вера отверзает духовные очи: не верят те, кто «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19).
Иисус не будет судить того, кто услышит Его слова и не поверит, ибо Он пришел не судить мир, но спасти. Судьей того, кто отвергает Иисуса, станет Его слово. Эта мысль в такой форме ранее не звучала. «Слово Мое не вмещается в вас», — говорит Иисус в другой беседе (Ин. 8:37). Однако Его обетование тем, кто соблюдет Его слово, остается непреложным: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51).
Его слова на этот раз остаются без ответа: Евангелист ничего не говорит о реакции аудитории. Полемика окончена, все слова сказаны, аргументы сторон исчерпаны. Суд в лице иудеев удаляется на заседание, Подсудимый ждет неизбежного приговора. Отвергнутый народом Израильским царь Израилев вступает на Свой последний, крестный путь; Агнец Божий, берущий на Себя грех мира, идет на заклание.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ О МОЛИТВЕ ЗА ТРАПЕЗОЙ
Знайте, братия, что за обеденною трапезою произносить две молитвы: одну в начале, а другую в конце, уставлено Самим Господом, потом апостолами и святыми отцами. Уставлено также благословлять кутью в честь и похвалу святым, а не во оставление грехов: ибо никаким приношением не очищаются грехи, кроме приношения Тела и Крови Христовой. Уставлено также благословлять (кутью) за покой усопших; но обед и ужин за упокой усопших благословлять не установлено; приставлять кутье воду и класть яйца на кутью не повелено. Во время пира не петь тропарей за чашами больше трёх: по поставлении обеда, когда прославляется Христос Бог наш, прилично и незазорно выпить; во время обеда не говорить пустых речей; когда же обед кончается, – в честь Пресвятой Девы Марии, третью чашу в честь князя, а больше не позволяем.
ЧУДО С СИТОМ ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО
Знавшие отца западного монашества, преподобного Венедикта Нурсийского, рассказывали, что он, желая пустынножительства, ещё отроком оставил занятия науками и поселился близ селения Енфида. За ним последовала кормилица, очень его любившая. Однажды кормилица пошла в селение и выпросила сито на время. Дома как-то неосторожно положила его на стол, отчего оно упало и разбилось на две части. Возвратившись домой и увидев разбитое сито, кормилица начала горько плакать. Отрок Венедикт, переживая за свою кормилицу, сложил половинки разбитого сита и стал со слезами молиться. По окончании молитвы Венедикт увидел сито в целости, так что нельзя было заметить следов повреждения. Ласково утешая кормилицу, он возвратил ей восстановленное сито. Об этом чуде в скором времени все узнали. Жители Енфиды повесили сито при входе в храм, чтобы всем было известно о благодати, данной юному монаху. Сито висело там вплоть до нашествия лангобардов. Венедикт же вынужден был убежать от своей кормилицы и от славы.