Седмица 28-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
3:17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
4:1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
4:3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4:4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Евангелие от Луки
19:45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
19:46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
19:47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
19:48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Изгнание торгующих из храма
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Лк. 19: 45-48
Любовь к храму, ревность о доме Божием, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем — вот какие мотивы двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих. Об этом мы читаем в сегодняшнем Евангелии.
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, какими словами Иисус обозначил храм: Он назвал его домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его «тем, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2:49). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.
Эта традиция была ясно выражена Соломоном в словах, которые он произнес после того, как построил храм Иерусалимский: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар. 8:12–13). В молитве, сопровождавшей освящение храма, Соломон говорил о небе как жилище Божьем, но одновременно и о храме как месте постоянного пребывания Бога на земле.
Действия Иисуса в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вел, главным образом, в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Иисус совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.
Символизм двух акций изгнания торгующих (одна описана в Евангелии от Иоанна, другая у Матфея, Марка и Луки) заключается в том, что они как бы обрамляют собой общественное служение Иисуса с обеих сторон, связывая его начало с его концом. Между этими двумя акциями — вся история полемики Иисуса с иудеями. Она начинается в храме и заканчивается в храме. Итогом этой полемики станет смерть Иисуса на кресте. Эпилогом к ней станет разрушение храма в 70 году и прекращение — раз и навсегда — связанного с ним культа жертвоприношений.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН) О ПРАЗДНИКЕ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трёхлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Её, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжжёнными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввёл Её во Святая Святых. Событий мало, но почему так радостно, памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Известия о детстве Пресвятой Богородицы сохранило церковное Предание. В письменном виде оно было отражено в «Протоевангелии Иакова» (греческий текст второй половины II века), а также в так называемом «Евангелии Псевдо-Матфея» (латинский текст IX века). Несмотря на сомнительное происхождение самих текстов, Церковь свидетельствует, что приведённые в них известия о детстве Пресвятой Богородицы соответствуют церковному Преданию. Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна, ранее поносимые всеми за бесчадие, но смиренно это переносившие. Рождение дочери они восприняли как дар Божий, поэтому посвятили дитя Богу. В трёхлетнем возрасте Мария была введена во храм и по особому откровению Она как «одушевлённый кивот Божий» была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год – этим была явлена Её особая роль в судьбе человечества. В храме Пречистая Дева Мария оставалась до 12 лет, где дала необычный для Ветхого Завета обет – сохранить девство.