Седмица 15-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Усекновение главы Иоанна Предтечи
14:1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
14:2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
14:3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
14:4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
14:5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
14:6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
14:7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
14:8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
14:9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
14:10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
14:11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
14:12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
14:13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Деяния святых Апостолов
13:25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
13:26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
13:27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
13:28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
13:29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
13:30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
13:31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
13:32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Евангелие от Марка
6:14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
6:15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
6:16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
6:17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
6:18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
6:19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
6:20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
6:21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-
6:22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
6:23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
6:24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
6:25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
6:26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
6:27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
6:28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
6:29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
6:30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
После смерти человека его бессмертная душа наследует вечность. Каждый из нас в конечном итоге обретает либо рай, то есть благодатную жизнь с Богом, либо ад, который есть рабство диаволу. Да, право нелицеприятного суда над нашей жизнью принадлежит милости Божией. Но столь же верно, что в определенном смысле загробная участь каждого человека находится в его собственных руках уже в период его земного существования. Именно здесь мы непосредственно вовлечены в борьбу добра со злом, борьбу, которая является содержанием и смыслом исторического бытия человечества. В нашем мире, где наличествуют доброе и злое, мы, обладая богоданной свободой воли, делаем свой выбор в пользу того или иного начала. Именно в этих условиях и определяется наша загробная будущность, наше бытие в вечности.
Исцеление кровоточивой женщины
За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Мк. 5:24-34
Во всех случаях исцеления, описанные в Евангелии, происходили по воле Иисуса. В одних эпизодах к Нему подходили с просьбой, и чудо становилось ответом на просьбу, в других — Он Сам находил человека и исцелял его. Чудо могло произойти благодаря прикосновению или слову Иисуса, могло произойти на расстоянии. В истории с кровоточивой женщиной, которая по причине празднования церковного новолетия будет читаться завтра, мы единственный раз в Евангелиях встречаем случай, когда исцеление происходит как бы против воли Иисуса, само собой, вследствие присущей Ему силы. Он чувствует, что сила изошла из Него, и пытается среди толпы людей, теснивших Его (и, следовательно, прикасавшихся к Нему) найти того, чье прикосновение стало причиной чуда.
Исхождение силы из Иисуса не следует понимать как некую непроизвольную и неконтролируемую эманацию энергии. К Иисусу, Которого теснила толпа, несомненно, прикасались и другие люди, и с ними ничего не происходило. Однако женщина подошла к Нему с искренней верой, надеждой или даже уверенностью в том, что чудо произойдет: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». В ответ на эту веру сила Божия излилась на нее, и свершилось чудо.
Почему Иисус решил разыскать женщину и сделать публичным то, что она хотела сохранить в тайне? В некоторых случаях исцеление совершалось в два этапа. Здесь до момента, когда Иисус увидел женщину, произошел лишь один этап: женщина почувствовала, что исцелилась от долгой и тяжелой физической болезни. Но Иисус хотел, чтобы состоялся и второй акт: получив исцеление от болезни тела, она должна была от Него получить также и полное избавление от того духовно-нравственного состояния, в котором она пребывала на протяжении двенадцати лет.
Сам способ, которым она решила получить исцеление, указывает на ее тяжелое психологическое и моральное состояние. Она украдкой прикасается к Иисусу, надеясь остаться незамеченной. Но Он не хотел, чтобы она ушла от Него с ощущением, что незаконно украла исцеление. Он хотел, чтобы вместе с болезнью она избавилась и от того чувства стыда и собственной нечистоты, которое тяготило ее в течение всего времени болезни.
Иисус говорит женщине: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:33–34). Эти слова указывают на тот эффект, который происходит от встречи с Иисусом: в человеке восстанавливается внутренний мир, гармония духовных и душевных сил.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ СМОЛЕНСКОГО
Преподобный Авраамий Смоленский, подвижник XII века, был ревностным проповедником покаяния. Для просвещения паствы он написал две иконы, изображающие мытарства и Страшный Суд. Его подвижническое служение привлекало к нему множество людей, что вызвало недовольство у местного духовенства и городской знати. Клеветники обвиняли его в переманивании духовных детей, прельщении женщин и еретичестве. Слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришёл в смущение. На суде князя и епископа преподобный Авраамий отвёл все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать. Страшная засуха стала Божиим наказанием за неправедный суд. Только после того как епископ Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил в священнослужении, пошёл дождь и бедствие прекратилось.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ О МОЛИТВЕ В ХРАМЕ
Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, приидите в одно из тех освящённых мест, где всё вам напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют Херувимов.