Светлая седмица – сплошная. Суббота Светлой седмицы
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
3:12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
3:15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
3:16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Евангелие от Иоанна
3:22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
3:23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
3:24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
3:25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
3:26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
3:27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
3:28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
3:29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
3:30 Ему должно расти, а мне умаляться.
3:31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
3:32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
3:33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
Когда Церковь прославляет воскресение Спасителя, то она свидетельствует о том, что Христос, воскреснув, совоскресил с Собою Адама. Господь, снизойдя во ад, вывел из этого ада праведников, там томившихся. Вот это действие и называется совоскресением. Каждый человек обладает бессмертной душой, и в этом смысле и до Христа души человеческие жили, но находились в аду. И если в Воскресении Христовом обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад – это не жизнь. Ад – это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, от нас это сокрыто. Это жизнь и это смерть: жизнь в том смысле, что души существовали, и смерть в том смысле, что это существование нельзя назвать жизнью.
Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе
После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен.
Ин. 3:22-33
В субботу на Светлой седмице мы слышим повествование о споре Иоанна Крестителя с иудеями — или с иудеем, если следовать более точному переводу с греческого оригинала.
Кто был этот иудей, мы не знаем. О каком очищении он спорил с учениками Иоанна? Об обычае «очищения Иудейского» в Евангелии от Иоанна упоминалось незадолго до этого — в рассказе о браке в Кане Галилейской (Ин. 2:6). В иудейской традиции практиковались разнообразные формы ритуальных омовений в специально предназначенных для этого резервуарах. В соответствии с законом Моисеевым, такие омовения совершались после того, как человек осквернился.
Спор учеников Иоанна с неким иудеем мог касаться различных аспектов практики ритуального омовения, а также вопроса о соотношении Иоаннова крещения с разнообразными формами омовений, существовавшими в то время. К сожалению, сказать что-либо более конкретное об этом споре на основании данных четвертого Евангелия не представляется возможным.
Этот рассказ свидетельствует о том, что на первых порах Иисус перенял у Иоанна внешнюю форму его проповеди и совершал те же действия, что Иоанн, только в другом месте. Иоанн — единственный из Евангелистов, от которого мы узнаем, что проповедь Иисуса и Его учеников, подобно проповеди Иоанна, сопровождалась крещением.
Монолог Крестителя, который звучит в конце сегодняшнего евангельского чтения, завершает собой целую цепь повествований, начавшуюся с его первого свидетельства об Иисусе (Ин. 1:19–34) и продолжившуюся рассказами о призвании Иисусом первых учеников (Ин. 1:35–51), о браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1–12), об изгнании торгующих из храма (Ин. 2:13–25) и о беседе с Никодимом (Ин. 3:1–21). Два свидетельства Крестителя, обрамляющие эту серию рассказов, служат богословским комментарием к ним. Тематически они связаны между собой. В первом Креститель говорит об Иисусе как об Агнце Божьем, берущем на Себя грех мира, во втором указывает на Него как на Христа, а себя называет Его предтечей.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
МОЛИТВА СВЯТЫХ ИОАННА ШАВТЕЛИ И ЕВЛОГИЯ ПРОРОКА О ПОБЕДЕ ХРИСТИАН
Грузинский поэт и гимнограф святой Иоанн Шавтели входил в окружение царицы Тамары и был известен своим подвижничеством. В 1202 году он и блаженный Евлогий Пророк сопровождали царицу в Басиану, где должна была состояться битва грузинской армии с войском турецкого султана Рукнаддина. Турецкое войско вдвое превосходило грузинское. В монастыре Одзрхе святая Тамара, святой Иоанн и блаженный Евлогий молились о даровании победы христианам. Во время молитвы блаженный поднял глаза и, горестно глядя на что-то, три раза упал на землю, но, вскочив, возгласил: «Вот милость Божия приспела на дом Тамары!», а затем побежал на гору Арагани. Иоанн Шавтели понял причину его поведения и сказал, что юродивому было видение, благоприятное для грузин. Позже выяснилось, что в этот час грузинское войско разбило турок.
О СВЯТОМ МАВРЕ, ХОДИВШЕМ ПО ВОДАМ
Это произошло в обители преподоб‑ ного Венедикта Нурсийского. По‑ слушник Плацид пошёл за водой и по неосторожности упал в озеро. Преподобному, бывшему в своей келлии, Господь открыл случившее‑ ся, так что он немедля позвал Мавра и сказал: «Брат Мавр, беги! Отрок упал в озеро, и волна далеко уже унесла его». Мавр побежал исполнять благословение настоятеля и, достигнув озера, по воде добежал до тонущего отрока, схватил его и бегом вернулся на бе‑ рег. Когда он достиг земли, то пришёл в себя, посмотрел назад и с ужасом понял, что бежал по воде, как в своё время апостол Пётр. Вер‑ нувшись к настоятелю, он рассказал об этом чуде. Преподобный Венедикт приписал случив‑ шееся послушанию Мавра, а Мавр говорил, что он не мог быть виновником подвига, который совершил бессознательно, поэтому всё дело в благословении настоятеля. Этот спор двух смиренных святых был разрешён спасённым отроком: «Когда меня вынимали из воды, я ви‑ дел над своей головой милоть настоятеля и его самого, вынимающего меня из воды».