Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
8:18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
8:19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
8:20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
8:21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
8:22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
8:23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
8:24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
8:25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Евангелие от Иоанна
6:35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
6:36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
6:37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
6:38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
6:39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти.
Продолжение беседы о небесном хлебе
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Ин. 6: 35-39
Значение хлеба для древнего человека определялось тем, что хлеб был источником жизни. Призрак голода постоянно преследовал человека, жизнь и благополучие которого в значительной, если не в решающей степени зависела от урожая пшеницы. Многие библейские сюжеты, в том числе эпическая история Иосифа и его братьев, связаны с темой голода и хлеба. Снабжая своих братьев хлебом, Иосиф тем самым избавляет их от смерти.
Точно так же пророк Илия спасает от смерти вдову в Сарепте Сидонской, у которой оставалась лишь горсть муки и которая сказала ему: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем». По слову Господа, изреченному через пророка, «мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» (3 Цар. 17:12).
Повествуя об этих и других событиях, связанных с хлебом, Библия ставит их в разряд чудес, вне зависимости от того, имели ли эти чудеса естественный характер, как в случае с Иосифом, или сверхъестественный, как в случае с пророком Илией. Дарование манны, о которой упоминают иудеи в беседе о небесном хлебе, было событием сверхъестественным, но сама манна, несмотря на свое небесное происхождение, была «пищей тленной», о чем свидетельствовали даже ее физические свойства (ее нельзя было хранить дольше одного дня).
Напомнив свидетелям чуда умножения хлебов о том, чтобы они заботились не только о пище тленной, Иисус в следующем отрывке из Иоанна, который мы читаем сегодня, упрекает их в неверии: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6:36). Глагольная пара «видеть» и «веровать» употреблена в этом тексте дважды. Возможно, приведенный отрывок тематически связан с чудом исцеления слепорожденного, о котором Евангелист расскажет в 9-й главе. Тема соотношения видения и веры будет играть основную роль в поучении, которое последует за этим чудом и завершится словами, обращенными к фарисеям: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).
Еще одну важнейшую тему затрагивает Иисус в читаемом сегодня отрывке: о том, что воля Божия заключается в спасении всех без исключения людей, уверовавших в Иисуса. Эта мысль утверждается при помощи четырех определений: 1) к Иисусу придет всё, что дает Ему Отец; 2) Он не изгонит ни одного приходящего к Нему; 3) из того, что принадлежит Ему, ничего не должно погибнуть; 4) всякий верующий в Него будет иметь жизнь вечную. Дважды Иисус напоминает о том, о чем говорил иудеям ранее: что верующих в Него Он воскресит в последний день.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ВРАЗУМЛЕНИЕ ВОРОВ ПРЕПОДОБНЫМ ИСААКОМ
У святителя Григория Двоеслова (VI век) есть рассказ о преподобном Исааке (V–VI века), который пришёл из Сирии в итальянский город Сполето и недалеко от него основал монастырь. Преподобный Исаак имел дар прозорливости. Однажды он велел ученикам оставить на ночь в монастырском огороде все лопаты, а утром приготовить пищу для большего числа работников. Оказалось, что в эту ночь воры шли грабить монастырь, но, по милости Божией оставив злое намерение, взяли в руки лопаты и усердно трудились на огороде. Утром преподобный Исаак приветствовал трудившихся и пригласил их подкрепиться пищей. Потом он призвал их оставить воровство и разрешил открыто приходить и пользоваться плодами монастырского огорода. Были и другие случаи прозорливости святого, а также мудрого и незлобивого обличения им грехов людей.
ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО УСОПШИХ ЗА СВЯЩЕННИКА- ВИНОПИЙЦУ
Прихожане одной московской церкви пожаловались митропо‑ литу Филарету (Дроздову), что их священник пьёт запоем. Строгий и требовательный святитель ре‑ шил удалить его и запретить в свя‑ щеннослужении, но в последнюю минуту не решился подписать резолюцию и оставил дело до утра. Ночью ему приснились покойники – убогие, искалеченные, опухшие, как утопленники. Все они просили оставить ба‑ тюшку. Сон повторился три раза. Утром святи‑ тель Филарет послал за священником и, когда тот явился, рассказал ему и о своём решении удалить его и о том, что за него есть ходатаи. По просьбе архипастыря священник признал‑ ся, что молится за усопших. Не только за при‑ хожан, но и за тех, кого некому помянуть. «Ты за них молился, – сказал ему святитель, – а они за тебя предстательствуют и требуют, чтобы я оставил тебя в церкви, молиться за них». Свя‑ титель Филарет простил священника, но велел ему проявлять милость не только к усопшим, но и к живым, которые соблазняются его пове‑ дением, после чего священник исправился.